Советы социального педагога

Компьютер в жизни детей 
Уважаемые родители! 

Безусловно, для вас не будет секретом то, что на сегодняшний момент компьютеры в жизни наших детей занимают первое место. Ученые утверждают, что за последние годы умение детей общаться значительно ухудщилось. телевидение и компьютеры стали помехой общению между членами семьи. Компьютерная зависимость возникает как форма подмены физической реальности - реальностью иллюзорной, искусственной. В этой виртуальной реальности большинство потребностей человека выполняются легче, требуют меньше усилий и связаны с меньшим риском. Зато и достигнутые результаты также иллюзорны и "виртуальны". Наиболее подвержены "компьютерной зависимости" те дети, которые по каким-то причинам не умеют достигать удовлетворительных результатов в настоящем, физическом мире. Многие формы компьютерной зависимости выглядят таким образом, что не вызывают никакой тревоги у окружающих. Зачастую даже поощряется; постоянная потребность общаться с компьютером расценивается как признак ума, таланта, трудолюбия и т.д. Первый признак начинающейся компьютерной зависимости - агрессивная реакция на попытки оторвать человека от компьютера. Если ваш ребенок злобно огрызается в ответ на предложение закончить играть, или

писать письма по Интернету, или даже делать уроки на компьютере - это первый сигнал тревоги. Дальнейшее развитие компьютерной зависимости выражается в потере чувства времени. Присаживаясь за компьютер, ребенок забывает о часах. Если же его оторвать от любимого занятия, он может быть сильно удивлен: "Как, неужели уже вечер?..". На это же этапе возникают телесные признаки заболевания: сухость и жжение в глазах, онемение и боли в запястьях и в пальцах рук (особенно в мизинцах), боли в спине, головные боли. Третья и последняя фаза развития болезни выражается в том, что "компьютерные радости" вытесняют собой реальные физиологические потребности во сне, еде, движении. Если человек способен десять часов подряд просидеть за компьютером, забывая поесть и сходить в туалет - значит болезнь достигла опасного для жизни уровня, необходимо вмешательство опытного психолога.

 

«Плохая компания»: что нужно знать о ней родителям?
С наступлением подросткового возраста у ребенка многие родители сталкиваются с тем, что не могут понять, по какой причине поведение сына или дочери так резко изменилось.
Закрытая в комнату дверь, молчание или грубость в общении со старшими, плохие отметки, прогулки до ночи и запах алкоголя - с этого, к сожалению, начинается взросление многих подростков. «Кажется, ребенок попал в плохую компанию. Как это могло произойти и что делать?», - с такими вопросами родители приходят на встречу с психологом. «Я – родитель» решил расставить точки над «i» и разобраться в том, почему дети уходят в так называемую «плохую» компанию.
Как понять, что ребенок связался с «плохой компанией»?
Для начала нужно определить, а какую компанию следует считать плохой. Если новые друзья вашего ребенка ходят в рваных джинсах, до ночи играют во дворе на гитаре и шокируют окружающих тоннелями в ушах, то это еще вовсе не значит, что они «плохие». В подростковом возрасте многие дети хотят выделиться, и этого не стоит бояться. Чем больше вы будете запрещать подростку, и чем хуже будете отзываться о его друзьях, тем больше вероятность того, что он действительно свяжется с опасными людьми.
Бить тревогу стоит тогда, когда подросток отказывается знакомить вас со своими друзьями и приглашать их домой, не ночует дома, возвращается с запахом алкоголя или следами побоев; если из дома пропадают вещи, а в школе начинаются прогулы; если ребенок становится замкнутым и перестает рассказывать вам о том, как прошел его день; если начинает врать. К сожалению, все это тревожные сигналы, по которым родители должны заподозрить, что ребенок попал в «плохую компанию».
Причины, по которым подростки попадают в «плохую компанию»
Для подросткового периода очень важно решить две задачи: научиться жить самостоятельно (освободившись от опеки взрослых) и одновременно найти свое место в коллективе, сообществе своих сверстников. Каким способом и в каком окружении ребенок приступит к решению поставленных задач, зависит от исходных данных.
Исходными данными в условиях жизни принято считать родительский дом или семью. Это фундамент, на основе которого совершаются те или иные действия или принимается решение.
Решение о том, что «мне подходит эта компания и парни, которые пьют пиво на лавочке и ругаются матом» является следствием трещины в фундаменте собственной семьи. Значит, что-то пошло не так, и копать нужно именно здесь.
Что же могло произойти?
1. Острая нехватка внимания. Представим ситуацию. Ребенок младшего дошкольного возраста бежит на маму с папой и размахивает палкой, а затем с разбега начинает бить родителей палкой и кричать, что есть силы. Подобное поведение ребенка – наглядный пример нехватки внимания со стороны родителей. Отец и мать не могут понять, по какой причине ребенок замахивается на них, а малыш понимает, что только так он сможет привлечь родительское внимание. Пусть его отругают, будут кричать на него в ответ, но внимание будет получено. А теперь представьте, что ребенок вырос. Он не будет замахиваться палкой на родителей и начнет искать другие способы привлечь к себе внимание. И если его внутренние вопросы и конфликты неинтересны родителям, потому что «он ходит в школу, где у него есть друзья, а мы зарабатываем деньги и очень устаѐм на работе», то срабатывает механизм битья родителей палкой, который в подростковом возрасте выглядит как намеренное непослушание. Бросить грязные носки посреди комнаты, включить громко музыку, прогулять школу и услышать от родителей: «Ну сколько можно тебе говорить…», «Ты что тупой и с первого раза не понимаешь…». . . Слышать подобное не очень лестно, но внимание получено, хоть и в таком ключе. «Плохая компания» - это тоже своеобразная палка, которой подросток пытается ударить родителей.
2. Борьба за свои права и точку зрения. Указания, замечания и критика, которые сыплются со стороны родителей из лучших побуждений «воспитать» своего ребенка и «вырастить из него хорошего человека», не срабатывают в подростковом возрасте.
Каждое замечание воспринимается подростком как ограничение собственных прав, и он начинает чувствовать никчѐмность, невозможность иметь собственное мнение и делиться им в своей семье. Подобная ситуация возникает также, когда для решения возникших проблем собирается семейный совет, который состоит из папы и мамы, а подростка отправляют в детскую, чтобы не мешал общаться взрослым. Т огда ребенок ищет другую компанию, где его выслушают и где с его мнением будут считаться.
Часто такой компанией оказываются те самые «плохие парни», которые сбивают ваше чадо с правильного жизненного пути. Только ребенок этого не понимает, для него важно, что в этой компании его слушают и слышат.
3. Обида на родителя и желание отомстить. Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: «Вы мне сделали плохо – пусть и вам тоже будет плохо!». Это может произойти при разводе родителей, когда один из родителей ругает другого при ребенке, настраивая его против. Или тогда, когда родители больше любят младшего ребенка. Уход в плохую компанию может быть ответом на частые замечания или несправедливое наказание, которое осуществил родитель, не разобравшись в ситуации. Подросток при этом
осознает, что поступает плохо, но делает это назло, не осознавая до конца, что вредит не родителям, а в первую очередь себе.
4. Сдвиг неблагополучия из одной сферы жизни в другие. Представим, что у подростка не сложились отношения с девочкой в классе, которая ему нравится. Следствием могут быть нежелание идти в школу, плохая успеваемость, развитие комплексов и падение самооценки. Внешние проявления будут выражаться в грубых фразах: «Да, я тупой. Да, я ленивый. Да, я буду плохим». А так как в подростковом возрасте дети склонны к максимализму, то быть плохим для них значит драться, курить, ругаться матом, возможно даже, воровать. . . И искать поддержки у таких же плохих.
Выходит, что причины, по которым ребенок попадает в плохую компанию, лежат на поверхности - невнимание родителей, нежелание воспринимать ребенка на равных и уважать его мнение, проблемы в отношениях со сверстниками и внутренние комплексы.
Как действовать, чтобы вытащить ребенка из плохой компании
Во-первых, стоит чётко понять для себя, что никто не затаскивал ребенка в плохую компанию. Это его осознанный выбор, который, скорее всего, произошел под воздействием причин, указанных выше. Плохая компания – это коллектив, в котором мнение ребенка уважают, он занимает там своё место и чувствует себя взрослым. Никакие запреты и репрессии, принижающие значимость столь стремительно выросшей личности, не помогут сделать еще один осознанный выбор для того, чтобы выйти из уже привычного круга общения.
Задача родителей сводится к тому, чтобы повернуть ребенка «лицом к себе». Попробуйте взглянуть на мир г лазами подростка. Дайте понять своему ребенку, что он является полноправным членом семьи.
Следуйте его советам, если вы считаете их справедливыми, а если вы не согласны, то аргументированно выражайте свою позицию на равных с подростком. Если подросток увидит возможность альтернативы, поймет, что в его семье его слышат и слушают, то его собственная самооценка будет расти и необходимость самоутверждаться за счет неблаговидных поступков отпадет сама собой.
Если же ваш подросток все-таки связался с плохими парнями и вернуть его в семью не получается, то надо действовать решительно. Подростка нельзя вытащить из плохой компании «вникуда». Помогите ему найти альтернативу дворовым посиделкам: тренажерный зал, автошкола, курсы по фотоискусству - все это позволит ему попасть в новый круг общения, где ребенок тоже будет чувствовать себя «своим», но при этом будет занят делом. Помните, что если ребенок попал в плохую компанию, значит не смог найти себе хорошую.
Если это не помогает, не бойтесь обращаться за помощью к психологам: если подростка серьезно «засосали» опасные связи, если у него появились зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая - любая) без советов специалистов вам не обойтись.

поделиться в: