Половая неприкосновенность несовершеннолетних: памятка для педагогов "Что такое сексуальное насилие и почему дети могут стать жертвой?"
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка или подростка в сексуальную активность со взрослым для получения последним сексуального удовлетворения. Принуждать ребенка или подростка совершать сексуальные действия могут и другие подростки.
Сексуальное насилие включает широкий спектр действий:
-половое сношение (вагинальным, анальным способом);
-оральный секс;
-мастурбацию (одностороннюю или взаимную);
-стимуляцию половых органов рукой или предметами;
-введение во влагалище или анус различных предметов;
-обнажение интимных частей тела перед ребенком или совершение полового акта в его присутствии;
-демонстрацию ребенку порнографических материалов;
-вовлечение ребенка в изготовление порнографических материалов или в проституцию.
Как показывает опыт, сексуальное насилие над детьми характеризуется прогрессирующим развитием: начав с наблюдения за тем, как ребенок моется, раздевается, или с разговоров на запретные для ребенка сексуальные темы, с поцелуев, насильник вовлекает его в прямые половые контакты. Однако и первые, «невинные», этапы развития отношений могут вызвать у ребенка чувство вины, стыда, беспокойства и др. последствия и являются не менее травматичными для психики ребенка, как и непосредственно половое сношение.
Широко распространено мнение, что виновником сексуального насилия над ребенком является незнакомый для него человек. Отчасти это так: примерно в половине случаев нападения на детей и подростков вне дома насильник является чужим для ребенка или подростка человеком. 75-80% всех случаев сексуального насилия в отношении детей совершает знакомый, близкий им человек или родственник.
Жертвой сексуального насилия может стать и мальчик, и девочка. Наиболее уязвимый возраст – 8-12 лет, но даже грудные дети могут подвергаться сексуальному насилию.
После того как насилие раскрыто, может создаться впечатление, что все было так очевидно: и насильник вел себя подозрительно, и ребенок мог бы рассказать об этом раньше, и близкие ему люди могли бы давно обратить внимание на появившиеся изменения в его поведении. Однако особенность сексуального насилия такова, что секретность является важным условием его существования. Насильник, чтобы избежать уголовного преследования, различными способами требует от жертвы молчания с помощью угроз, шантажа, подкупа.
Роль учителя при раскрытии сексуального насилия над ребенком
Можно выделить три основных задачи, стоящие перед учителем (педагогом-психологом, воспитателем, педагогом социальным) в случае раскрытия сексуального насилия над учеником.
1. Помочь ребенку, оказать ему поддержку.
2. Сообщить в соответствующие органы и учреждения, поскольку это уголовное преступление.
3. Предупредить повторение насилия, для чего создать в школе теплую творческую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.
Рассказ ребенка о сексуальном насилии, которое совершали с ним, — это тяжкое испытание для тех, кому приходится это выслушивать. Шок, неверие, отрицание, гнев, жалость и отвращение — все это нормальные реакции на такое признание.
Часто первым побуждением учителя или другого лица становится желание отделаться от ребенка, сказать себе, что все это он выдумал, и поскорее забыть. Со всем этим нужно и можно справиться, чтобы оказать необходимую поддержку и помощь ребенку. При этом необходимо учитывать следующее:
-Насколько можно доверять ребенку, ведь он может фантазировать или находиться под влиянием других взрослых. В любом случае ребенок нуждается в вашей помощи, т.к. должны быть причины для возникновения подробных фантазий или для того, чтобы ребенок решился на обман.
-Соблюдение конфиденциальности. Ребенок может попросить вас никому не рассказывать о случившемся с ним, но сексуальное злоупотребление — это тяжкое уголовное преступление. Оставив все как есть, вы не можете быть уверены в безопасности для жизни и здоровья ребенка. Поэтому администрация учреждения образования, а также граждане, которым стало известно о детях, родители которых уклоняются от исполнения своих обязанностей, злоупотребляют родительскими правами или жестоко обращаются со своими детьми, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания детей.
-Контроль ситуации. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию (особенно в семье), часто воспринимают себя беспомощными, неспособными контролировать ситуацию. Необходимо это учесть при раскрытии насилия и дать ребенку почувствовать, что он может управлять ситуацией, например, с ним обсуждается план дальнейших действий.
-Принятие ребенка. Когда сексуальное злоупотребление длится годами, это не может не наложить отпечаток на личностные особенности ребенка. Поэтому учителю, социальному педагогу, психологу и другому специалисту следует быть готовым к встрече с детьми со странностями. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним сексуальном насилии, в значительной степени внушены насильником:
-страх, так как ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку и т.д.);
-низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми — нет, значит, я это заслужил);
-чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
-отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
-стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
-отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
-любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).
Маленькие дети считают взрослых могущественными, всезнающими людьми. В случае с сексуальным насилием они часто полагают, что близкие им люди знают о происходящем. Так, 6-летний мальчик на вопрос тети, почему он так долго молчал об ужасном насилии, которому подвергался со стороны отца, ответил: «А я думал, ты знаешь». Любая форма жестокого обращения с ребенком – это прежде всего психологическая травма, которая затрагивает все сферы функционирования ребенка — физиологический, интеллектуальный, личностный, межличностных взаимоотношений и социальной компетентности. Следствием этих нарушений является формирование в семье, где произошло насилие над ребенком, специфических отношений, особых жизненных сценариев, которые могут существенно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Специалисты, работающие в интернатных учреждениях, детских социальных приютах, из личного опыта знают, что дети из асоциальных семей, подвергавшиеся различного рода насилию, отстают в физическом и психическом развитии. У многих детей развиваются т.н. психосоматические болезни — неврозы, аллергические заболевания, а также гастриты, колиты, язвы желудочно-кишечного тракта. Как известно, последняя группа заболеваний является лидирующей в структуре заболеваемости детей школьного возраста, таким образом, причина высокого уровня заболеваемости учащихся может быть не только в качестве школьного питания, но и во взаимоотношениях: взрослый (учитель или родители) — ребенок. Самым важным является то, что под влиянием пережитого в детском возрасте насилия формируется травмированная личность, характеризующаяся целым комплексом психологических особенностей. И эти особенности легко узнаваемы: низкая самооценка, неспособность добиваться успеха и строить продуктивные взаимоотношения. Такие дети часто становятся козлами отпущения в школе, дома, позднее – в собственной семье, на работе. У одних жертв последствия насилия проявляются в виде агрессивности, жестокости, склонности к саморазрушению, у других – беспомощности, неуверенности в себе, своих силах, страхах. Практически все дети и подростки, пережившие насилие, являются группой риска по девиантному и делинквентному поведению, они сами могут стать насильниками, совершать правонарушения, вовлекаться в употребление наркотиков, проституцию.
Какие признаки в поведении ребенка в школе могут указывать на вероятность того, что ученик подвергся сексуальной агрессии или развращению:
-несоответствующая возрасту ребенка осведомленность о сексуальных отношениях (особенно у детей младшего школьного возраста), сексуально провоцирующее поведение;
-вовлечение в сексуально окрашенные разговоры и игры других детей;
-развязное или сексуально агрессивное поведение;
-необычная или несвойственная ранее боязнь мужчин или, напротив, соблазняющее поведение;
-физическая агрессия (для мальчиков), замкнутость, стремление к уединению (у девочек);
-резкое снижение школьной успеваемости, внимания, активности;
-пропуски уроков физкультуры (из-за боязни раздеваться);
-плач без видимых причин;
-нежелание идти домой после школы;
-уходы из дома, пропуски школьных занятий;
-энурез (недержание мочи), появление специфических симптомов, связанных с заболеваниями, передающимися половым путем;
-беременность.
Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии
-Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно.
-Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.
-Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
-Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.
-Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.
-Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку свою поддержку.
-Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги.
-После окончания разговора сделайте подробную запись.
Чего не стоит делать?
-Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться» и «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).
-Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия такого травматического события, как сексуальное насилие, таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию. Важно помнить, что роль учителя заключается только в том, чтобы внимательно выслушать ребенка, а не добиваться от него подробностей и не проводить расследование самому. Это дело сотрудников милиции.
Помните: если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы должны сообщить об этом соответствующим органам.