Педагог социальный

График работы

педагога социального

Адесниковой Натальи Михайловны

на 2023-2024 учебного года 

Понедельник

 по отдельному графику

 

Вторник

 8.00–16.30

 

 

15.00–16.00

– индивидуальные консультации

   для педагогов и учащихся

Среда

8.00–16.30

 

 

15.30–16.30

– индивидуальные консультации

   для педагогов и учащихся

Четверг

10.00–18.30

 

 

17.00–18.30

– индивидуальные консультации

   для родителей

Пятница

 8.00–16.30

 

Суббота

по отдельному графику

 

Перерыв на обед

12.00–12.30

 

 

 

График работы

педагога социального

Ветвицкой Виктории Николаевны

на 2023-2024 учебный год

Понедельник 

 

по отдельному графику

Вторник

10.00 – 18.30

 

 

17.00-18.30

–  индивидуальные консультации для педагогов и учащихся                                                               

Среда

08.30–17.00

 

 

16.00–17.00

–  индивидуальные консультации для педагогов и учащихся  

Четверг

08.00 – 16.30

 

 

15.30-16.30

– индивидуальные консультации для родителей

Пятница

08.30 – 17.00

 

Суббота 

 

по отдельному графику

Перерыв на обед

12.00–12.30

 

Правила поведения в школе. Полезные советы и рекомендации для учащихся
Школа — общественное место. Здесь и взрослым и детям необходимо соблюдать обязательные правила поведения и внутреннего распорядка. Многие из них тебе известны буквально с самого первого дня в школе. Но есть вопросы, которые до сих пор являются предметом острых споров и разногласий.
А теперь перечислим основные правила поведения в различных помещениях школы.
Правила поведения в раздевалке
• В школу приходи за 10—15 минут до начала занятий.
• В раздевалке у каждого класса есть своя вешалка — всегда оставляй свои вещи в определѐнном месте. У твоей верхней одежды всегда должны быть пришиты петли, за которые она вешается на крючки в раздевалке.
• Не оставляй в раздевалке проездной, мобильный телефон, деньги.
Правила поведения в классе
На урок ты приходишь для того, чтобы получить знания. Под руководством учителя ты осваиваешь учебный материал, получаешь практические навыки, учишься думать и рассуждать, развиваешь свою речь и мыслительные способности. Процесс изучения каждой новой темы рассчитан на определѐнное количество часов. За это время тебе придѐтся немало потрудиться, чтобы усвоить учебную программу. Поэтому очень важно не пропускать уроки, чтобы в твоих знаниях не появлялись пробелы.
• На урок нельзя опаздывать без уважительной причины.
• Всѐ необходимое для урока: тетради, учебник, карандаши, линейку — приготавливай заранее.
• На уроке веди себя тихо, будь старательным. Объяснения учителя слушай внимательно. Не разговаривай с соседями и не отвлекайся на посторонние занятия.
• Если ты хочешь ответить на вопрос учителя или задать свой вопрос, не кричи с места, а подними руку.
• Если отвечает твой одноклассник, нельзя перебивать его ответ, подсказывать ему. Подними руку — учитель обязательно заметит твою активность.
• Когда вызывают отвечать тебя, говори громко и чѐтко, выражай свои мысли полными предложениями.
• В тетрадях пиши разборчиво и аккуратно. Небрежность и неразборчивость почерка допускать нельзя — это выражение элементарного неуважения к тому, кто будет проверять твои тетради.
• Во время урока нельзя жевать жевательную резинку.
• Некрасивым и недостойным занятием считается списывание.
• Услышав звонок, извещающий об окончании урока, не срывайся с места, стремясь побыстрее выбежать из класса. Дождись, когда учитель закончит урок, и
запиши домашнее задание в дневник, чтобы вечером не тревожить телефонными звонками своих одноклассников.
Правила поведения в коридоре и на лестницах
В школе ты ежедневно проводишь с другими учениками примерно половину дня. Многие люди ежедневно прилагают немалые усилия и старания, чтобы здесь всем учащимся было светло, тепло, уютно и комфортно. Конечно, этот труд нужно ценить и уважать.
• Старайся всегда поддерживать в своей родной школе чистоту и порядок, даже если тебя не назначили дежурным.
• Не бегай в коридоре и на лестницах. Слишком оживлѐнные игры и беготня часто приводят к различным неприятностям и даже тяжѐлым травмам.
• При встрече в школе с взрослыми людьми обязательно здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.
• Всегда уступай старшим дорогу и пропускай их в дверях.
• Будь внимательным к ученикам младших классов. Обязательно окажи помощь малышу, если она ему необходима. Никогда не обижай маленьких и слабых и не позволяй делать этого другим ребятам.
• Всегда помни, что ты не один. Старайся вести себя так, чтобы никому не мешать.
• В школе не кричи, не употребляй грубых слов, не дерись.
• Относись бережно к школьному имуществу.
Правила поведения в школьной столовой
• В течение учебного дня каждому классу отведена своя перемена, на которой учащиеся посещают школьную столовую. Это необходимо для соблюдения порядка. Посещай столовую по установленному школой расписанию.
• Не беги в столовую, расталкивая всех вокруг локтями. Не пробивайся к буфету без очереди, отталкивая малышей.
• Не садись за стол боком или положив ногу на ногу.
• Вспомни правила поведения за столом — здесь тоже необходимо их соблюдать.
• Не разговаривай за столом.
• Не отзывайся плохо о том блюде, которое тебе подали к столу.
• Закончив есть, убери за собой посуду.
Правила поведения в библиотеке
• Здесь нельзя шуметь и громко разговаривать, потому что рядом находится читальный зал, в котором занимаются школьники и учителя.
• Книги, взятые тобой для чтения или занятий домой, необходимо возвращать вовремя.
• Ничего не пиши на страницах книг, не загибай уголки страниц.
• В читальном зале не переговаривайся со своими соседями даже шѐпотом.

 

Как рассказать родителям о проступке
Признаваться родителям в каком-нибудь проступке – дело не из приятных. 15-летний Валентин говорит: «Мне было трудно начать разговор: я чувствовал, что родители мне очень доверяли, поэтому так не хотелось их огорчать».
Подростки, скрывающие свои провинности, часто страдают от угрызений совести. Стараясь выкрутиться, подростки, как правило, начинают лгать родителям, таким образом добавляя к уже совершенным проступкам новые.
Если ты совершил серьезный проступок, расскажи обо всем родителям. Они обладают жизненным опытом и, скорое всего, помогут тебе исправиться и больше не повторять прежних ошибок. «Разговор на самом деле может помочь, - говорит 14-летний Николай. – В конце концов, когда во всем признаешься, действительно становится легче».
Но как нужно рассказать об этом родителям?
Ты мог бы начать примерно так: «Папа, мама, мне нужно с вами поговорить». А если кажется, что родителям сейчас не до тебя? Можно сказать: «Я вижу, вы заняты, но для меня это очень важно. Не могли бы мы поговорить?» Затем можно спросить: «Вы когда-нибудь делали что-то, о чем потом было стыдно рассказать?»
Теперь предстоит самое трудное: сказать родителям, в чем именно ты провинился. Говори, не преуменьшая серьезности своего проступка и не опуская неприятных тебе
подробностей. Не используй выражений, которые понятны только молодежи.
Естественно, что сказанное тобой может задеть и расстроить родителей. Поэтому не удивляйся и не возмущайся, если на тебя вдруг посыплется град упреков! Разве оказался бы ты в таком положении, если бы в свое время прислушался к их предупреждениям? Поэтому оставайся спокойным. Слушай, что говорят родители, и отвечай на вопросы, каким бы тоном тебе их ни задавали.
Безусловно, искреннее желание исправиться не оставит твоих родителей равнодушными. И все же будь готов к заслуженному наказанию. Помни о том, что тебе еще не раз понадобится помощь и совет родителей. Поэтому, если ты привыкнешь доверять родителям небольшие трудности, ты сможешь без опасения делиться с ними и более серьезными проблемами.

Компьютер в жизни детей 
Уважаемые родители! 

Безусловно, для вас не будет секретом то, что на сегодняшний момент компьютеры в жизни наших детей занимают первое место. Ученые утверждают, что за последние годы умение детей общаться значительно ухудщилось. телевидение и компьютеры стали помехой общению между членами семьи. Компьютерная зависимость возникает как форма подмены физической реальности - реальностью иллюзорной, искусственной. В этой виртуальной реальности большинство потребностей человека выполняются легче, требуют меньше усилий и связаны с меньшим риском. Зато и достигнутые результаты также иллюзорны и "виртуальны". Наиболее подвержены "компьютерной зависимости" те дети, которые по каким-то причинам не умеют достигать удовлетворительных результатов в настоящем, физическом мире. Многие формы компьютерной зависимости выглядят таким образом, что не вызывают никакой тревоги у окружающих. Зачастую даже поощряется; постоянная потребность общаться с компьютером расценивается как признак ума, таланта, трудолюбия и т.д. Первый признак начинающейся компьютерной зависимости - агрессивная реакция на попытки оторвать человека от компьютера. Если ваш ребенок злобно огрызается в ответ на предложение закончить играть, или

писать письма по Интернету, или даже делать уроки на компьютере - это первый сигнал тревоги. Дальнейшее развитие компьютерной зависимости выражается в потере чувства времени. Присаживаясь за компьютер, ребенок забывает о часах. Если же его оторвать от любимого занятия, он может быть сильно удивлен: "Как, неужели уже вечер?..". На это же этапе возникают телесные признаки заболевания: сухость и жжение в глазах, онемение и боли в запястьях и в пальцах рук (особенно в мизинцах), боли в спине, головные боли. Третья и последняя фаза развития болезни выражается в том, что "компьютерные радости" вытесняют собой реальные физиологические потребности во сне, еде, движении. Если человек способен десять часов подряд просидеть за компьютером, забывая поесть и сходить в туалет - значит болезнь достигла опасного для жизни уровня, необходимо вмешательство опытного психолога.

 

«Плохая компания»: что нужно знать о ней родителям?
С наступлением подросткового возраста у ребенка многие родители сталкиваются с тем, что не могут понять, по какой причине поведение сына или дочери так резко изменилось.
Закрытая в комнату дверь, молчание или грубость в общении со старшими, плохие отметки, прогулки до ночи и запах алкоголя - с этого, к сожалению, начинается взросление многих подростков. «Кажется, ребенок попал в плохую компанию. Как это могло произойти и что делать?», - с такими вопросами родители приходят на встречу с психологом. «Я – родитель» решил расставить точки над «i» и разобраться в том, почему дети уходят в так называемую «плохую» компанию.
Как понять, что ребенок связался с «плохой компанией»?
Для начала нужно определить, а какую компанию следует считать плохой. Если новые друзья вашего ребенка ходят в рваных джинсах, до ночи играют во дворе на гитаре и шокируют окружающих тоннелями в ушах, то это еще вовсе не значит, что они «плохие». В подростковом возрасте многие дети хотят выделиться, и этого не стоит бояться. Чем больше вы будете запрещать подростку, и чем хуже будете отзываться о его друзьях, тем больше вероятность того, что он действительно свяжется с опасными людьми.
Бить тревогу стоит тогда, когда подросток отказывается знакомить вас со своими друзьями и приглашать их домой, не ночует дома, возвращается с запахом алкоголя или следами побоев; если из дома пропадают вещи, а в школе начинаются прогулы; если ребенок становится замкнутым и перестает рассказывать вам о том, как прошел его день; если начинает врать. К сожалению, все это тревожные сигналы, по которым родители должны заподозрить, что ребенок попал в «плохую компанию».
Причины, по которым подростки попадают в «плохую компанию»
Для подросткового периода очень важно решить две задачи: научиться жить самостоятельно (освободившись от опеки взрослых) и одновременно найти свое место в коллективе, сообществе своих сверстников. Каким способом и в каком окружении ребенок приступит к решению поставленных задач, зависит от исходных данных.
Исходными данными в условиях жизни принято считать родительский дом или семью. Это фундамент, на основе которого совершаются те или иные действия или принимается решение.
Решение о том, что «мне подходит эта компания и парни, которые пьют пиво на лавочке и ругаются матом» является следствием трещины в фундаменте собственной семьи. Значит, что-то пошло не так, и копать нужно именно здесь.
Что же могло произойти?
1. Острая нехватка внимания. Представим ситуацию. Ребенок младшего дошкольного возраста бежит на маму с папой и размахивает палкой, а затем с разбега начинает бить родителей палкой и кричать, что есть силы. Подобное поведение ребенка – наглядный пример нехватки внимания со стороны родителей. Отец и мать не могут понять, по какой причине ребенок замахивается на них, а малыш понимает, что только так он сможет привлечь родительское внимание. Пусть его отругают, будут кричать на него в ответ, но внимание будет получено. А теперь представьте, что ребенок вырос. Он не будет замахиваться палкой на родителей и начнет искать другие способы привлечь к себе внимание. И если его внутренние вопросы и конфликты неинтересны родителям, потому что «он ходит в школу, где у него есть друзья, а мы зарабатываем деньги и очень устаѐм на работе», то срабатывает механизм битья родителей палкой, который в подростковом возрасте выглядит как намеренное непослушание. Бросить грязные носки посреди комнаты, включить громко музыку, прогулять школу и услышать от родителей: «Ну сколько можно тебе говорить…», «Ты что тупой и с первого раза не понимаешь…». . . Слышать подобное не очень лестно, но внимание получено, хоть и в таком ключе. «Плохая компания» - это тоже своеобразная палка, которой подросток пытается ударить родителей.
2. Борьба за свои права и точку зрения. Указания, замечания и критика, которые сыплются со стороны родителей из лучших побуждений «воспитать» своего ребенка и «вырастить из него хорошего человека», не срабатывают в подростковом возрасте.
Каждое замечание воспринимается подростком как ограничение собственных прав, и он начинает чувствовать никчѐмность, невозможность иметь собственное мнение и делиться им в своей семье. Подобная ситуация возникает также, когда для решения возникших проблем собирается семейный совет, который состоит из папы и мамы, а подростка отправляют в детскую, чтобы не мешал общаться взрослым. Т огда ребенок ищет другую компанию, где его выслушают и где с его мнением будут считаться.
Часто такой компанией оказываются те самые «плохие парни», которые сбивают ваше чадо с правильного жизненного пути. Только ребенок этого не понимает, для него важно, что в этой компании его слушают и слышат.
3. Обида на родителя и желание отомстить. Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: «Вы мне сделали плохо – пусть и вам тоже будет плохо!». Это может произойти при разводе родителей, когда один из родителей ругает другого при ребенке, настраивая его против. Или тогда, когда родители больше любят младшего ребенка. Уход в плохую компанию может быть ответом на частые замечания или несправедливое наказание, которое осуществил родитель, не разобравшись в ситуации. Подросток при этом
осознает, что поступает плохо, но делает это назло, не осознавая до конца, что вредит не родителям, а в первую очередь себе.
4. Сдвиг неблагополучия из одной сферы жизни в другие. Представим, что у подростка не сложились отношения с девочкой в классе, которая ему нравится. Следствием могут быть нежелание идти в школу, плохая успеваемость, развитие комплексов и падение самооценки. Внешние проявления будут выражаться в грубых фразах: «Да, я тупой. Да, я ленивый. Да, я буду плохим». А так как в подростковом возрасте дети склонны к максимализму, то быть плохим для них значит драться, курить, ругаться матом, возможно даже, воровать. . . И искать поддержки у таких же плохих.
Выходит, что причины, по которым ребенок попадает в плохую компанию, лежат на поверхности - невнимание родителей, нежелание воспринимать ребенка на равных и уважать его мнение, проблемы в отношениях со сверстниками и внутренние комплексы.
Как действовать, чтобы вытащить ребенка из плохой компании
Во-первых, стоит чётко понять для себя, что никто не затаскивал ребенка в плохую компанию. Это его осознанный выбор, который, скорее всего, произошел под воздействием причин, указанных выше. Плохая компания – это коллектив, в котором мнение ребенка уважают, он занимает там своё место и чувствует себя взрослым. Никакие запреты и репрессии, принижающие значимость столь стремительно выросшей личности, не помогут сделать еще один осознанный выбор для того, чтобы выйти из уже привычного круга общения.
Задача родителей сводится к тому, чтобы повернуть ребенка «лицом к себе». Попробуйте взглянуть на мир г лазами подростка. Дайте понять своему ребенку, что он является полноправным членом семьи.
Следуйте его советам, если вы считаете их справедливыми, а если вы не согласны, то аргументированно выражайте свою позицию на равных с подростком. Если подросток увидит возможность альтернативы, поймет, что в его семье его слышат и слушают, то его собственная самооценка будет расти и необходимость самоутверждаться за счет неблаговидных поступков отпадет сама собой.
Если же ваш подросток все-таки связался с плохими парнями и вернуть его в семью не получается, то надо действовать решительно. Подростка нельзя вытащить из плохой компании «вникуда». Помогите ему найти альтернативу дворовым посиделкам: тренажерный зал, автошкола, курсы по фотоискусству - все это позволит ему попасть в новый круг общения, где ребенок тоже будет чувствовать себя «своим», но при этом будет занят делом. Помните, что если ребенок попал в плохую компанию, значит не смог найти себе хорошую.
Если это не помогает, не бойтесь обращаться за помощью к психологам: если подростка серьезно «засосали» опасные связи, если у него появились зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая - любая) без советов специалистов вам не обойтись.

Половая неприкосновенность несовершеннолетних: памятка для педагогов "Что такое сексуальное насилие и почему дети могут стать жертвой?"

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка или подростка в сексуальную активность со взрослым для получения последним сексуального удовлетворения. Принуждать ребенка или подростка совершать сексуальные действия могут и другие подростки.

Сексуальное насилие включает широкий спектр действий:

-половое сношение (вагинальным, анальным способом);
-оральный секс;
-мастурбацию (одностороннюю или взаимную);
-стимуляцию половых органов рукой или предметами;
-введение во влагалище или анус различных предметов;
-обнажение интимных частей тела перед ребенком или совершение полового акта в его присутствии;
-демонстрацию ребенку порнографических материалов;
-вовлечение ребенка в изготовление порнографических материалов или в проституцию.

Как показывает опыт, сексуальное насилие над детьми характеризуется прогрессирующим развитием: начав с наблюдения за тем, как ребенок моется, раздевается, или с разговоров на запретные для ребенка сексуальные темы, с поцелуев, насильник вовлекает его в прямые половые контакты. Однако и первые, «невинные», этапы развития отношений могут вызвать у ребенка чувство вины, стыда, беспокойства и др. последствия и являются не менее травматичными для психики ребенка, как и непосредственно половое сношение.

Широко распространено мнение, что виновником сексуального насилия над ребенком является незнакомый для него человек. Отчасти это так: примерно в половине случаев нападения на детей и подростков вне дома насильник является чужим для ребенка или подростка человеком. 75-80% всех случаев сексуального насилия в отношении детей совершает знакомый, близкий им человек или родственник.

Жертвой сексуального насилия может стать и мальчик, и девочка. Наиболее уязвимый возраст – 8-12 лет, но даже грудные дети могут подвергаться сексуальному насилию.

После того как насилие раскрыто, может создаться впечатление, что все было так очевидно: и насильник вел себя подозрительно, и ребенок мог бы рассказать об этом раньше, и близкие ему люди могли бы давно обратить внимание на появившиеся изменения в его поведении. Однако особенность сексуального насилия такова, что секретность является важным условием его существования. Насильник, чтобы избежать уголовного преследования, различными способами требует от жертвы молчания с помощью угроз, шантажа, подкупа.

Роль учителя при раскрытии сексуального насилия над ребенком

Можно выделить три основных задачи, стоящие перед учителем (педагогом-психологом, воспитателем, педагогом социальным) в случае раскрытия сексуального насилия над учеником.

1. Помочь ребенку, оказать ему поддержку.

2. Сообщить в соответствующие органы и учреждения, поскольку это уголовное преступление.

3. Предупредить повторение насилия, для чего создать в школе теплую творческую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.

Рассказ ребенка о сексуальном насилии, которое совершали с ним, — это тяжкое испытание для тех, кому приходится это выслушивать. Шок, неверие, отрицание, гнев, жалость и отвращение — все это нормальные реакции на такое признание.

Часто первым побуждением учителя или другого лица становится желание отделаться от ребенка, сказать себе, что все это он выдумал, и поскорее забыть. Со всем этим нужно и можно справиться, чтобы оказать необходимую поддержку и помощь ребенку. При этом необходимо учитывать следующее:

-Насколько можно доверять ребенку, ведь он может фантазировать или находиться под влиянием других взрослых. В любом случае ребенок нуждается в вашей помощи, т.к. должны быть причины для возникновения подробных фантазий или для того, чтобы ребенок решился на обман.


-Соблюдение конфиденциальности. Ребенок может попросить вас никому не рассказывать о случившемся с ним, но сексуальное злоупотребление — это тяжкое уголовное преступление. Оставив все как есть, вы не можете быть уверены в безопасности для жизни и здоровья ребенка. Поэтому администрация учреждения образования, а также граждане, которым стало известно о детях, родители которых уклоняются от исполнения своих обязанностей, злоупотребляют родительскими правами или жестоко обращаются со своими детьми, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания детей.


-Контроль ситуации. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию (особенно в семье), часто воспринимают себя беспомощными, неспособными контролировать ситуацию. Необходимо это учесть при раскрытии насилия и дать ребенку почувствовать, что он может управлять ситуацией, например, с ним обсуждается план дальнейших действий.

-Принятие ребенка. Когда сексуальное злоупотребление длится годами, это не может не наложить отпечаток на личностные особенности ребенка. Поэтому учителю, социальному педагогу, психологу и другому специалисту следует быть готовым к встрече с детьми со странностями. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним сексуальном насилии, в значительной степени внушены насильником:
-страх, так как ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку и т.д.);
-низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми — нет, значит, я это заслужил);
-чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
-отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
-стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
-отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
-любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

Маленькие дети считают взрослых могущественными, всезнающими людьми. В случае с сексуальным насилием они часто полагают, что близкие им люди знают о происходящем. Так, 6-летний мальчик на вопрос тети, почему он так долго молчал об ужасном насилии, которому подвергался со стороны отца, ответил: «А я думал, ты знаешь». Любая форма жестокого обращения с ребенком – это прежде всего психологическая травма, которая затрагивает все сферы функционирования ребенка — физиологический, интеллектуальный, личностный, межличностных взаимоотношений и социальной компетентности. Следствием этих нарушений является формирование в семье, где произошло насилие над ребенком, специфических отношений, особых жизненных сценариев, которые могут существенно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Специалисты, работающие в интернатных учреждениях, детских социальных приютах, из личного опыта знают, что дети из асоциальных семей, подвергавшиеся различного рода насилию, отстают в физическом и психическом развитии. У многих детей развиваются т.н. психосоматические болезни — неврозы, аллергические заболевания, а также гастриты, колиты, язвы желудочно-кишечного тракта. Как известно, последняя группа заболеваний является лидирующей в структуре заболеваемости детей школьного возраста, таким образом, причина высокого уровня заболеваемости учащихся может быть не только в качестве школьного питания, но и во взаимоотношениях: взрослый (учитель или родители) — ребенок. Самым важным является то, что под влиянием пережитого в детском возрасте насилия формируется травмированная личность, характеризующаяся целым комплексом психологических особенностей. И эти особенности легко узнаваемы: низкая самооценка, неспособность добиваться успеха и строить продуктивные взаимоотношения. Такие дети часто становятся козлами отпущения в школе, дома, позднее – в собственной семье, на работе. У одних жертв последствия насилия проявляются в виде агрессивности, жестокости, склонности к саморазрушению, у других – беспомощности, неуверенности в себе, своих силах, страхах. Практически все дети и подростки, пережившие насилие, являются группой риска по девиантному и делинквентному поведению, они сами могут стать насильниками, совершать правонарушения, вовлекаться в употребление наркотиков, проституцию.

Какие признаки в поведении ребенка в школе могут указывать на вероятность того, что ученик подвергся сексуальной агрессии или развращению:

-несоответствующая возрасту ребенка осведомленность о сексуальных отношениях (особенно у детей младшего школьного возраста), сексуально провоцирующее поведение;

-вовлечение в сексуально окрашенные разговоры и игры других детей;

-развязное или сексуально агрессивное поведение;

-необычная или несвойственная ранее боязнь мужчин или, напротив, соблазняющее поведение;

-физическая агрессия (для мальчиков), замкнутость, стремление к уединению (у девочек);

-резкое снижение школьной успеваемости, внимания, активности;

-пропуски уроков физкультуры (из-за боязни раздеваться);

-плач без видимых причин;

-нежелание идти домой после школы;

-уходы из дома, пропуски школьных занятий;

-энурез (недержание мочи), появление специфических симптомов, связанных с заболеваниями, передающимися половым путем;

-беременность.

Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии

-Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно.

-Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.

-Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».

-Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.

-Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.

-Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку свою поддержку.

-Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги.

-После окончания разговора сделайте подробную запись.

Чего не стоит делать?

-Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться» и «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).

-Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия такого травматического события, как сексуальное насилие, таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию. Важно помнить, что роль учителя заключается только в том, чтобы внимательно выслушать ребенка, а не добиваться от него подробностей и не проводить расследование самому. Это дело сотрудников милиции.

Помните: если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы должны сообщить об этом соответствующим органам.