Как помочь своему ребёнку в кризисной ситуации
У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.
Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:
— любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка;
— несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
— ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
— травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
— тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
— разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
— неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).
Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:
— импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);
— перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
— агрессивное поведение, раздражительность;
— неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
— нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
— самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
— тревожность и подавленность, частое плохое настроение.
Признаки депрессивных реакций у подростков
- Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствияот деятельности, которая раньше нравилась.
- Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
- Снижение успеваемостииз-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
- Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
- Вялость, хроническая усталость.
- Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
- Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
- Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.
Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки).
Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:
— Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.
— Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
— Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
— Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
— Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
— Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.
— При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).
Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.
Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело.
Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии:
- Успокоиться самому.
- Уделить всё внимание ребёнку.
- Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
- Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
- Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:
1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»
3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии
- ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?…». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
- ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
- ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
- ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
- ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
- ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»
Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.
Воспитание детей
Как воспитывать детей: кнутом или пряником?
Рождаясь на свет, человек представляет собой чистый лист. Задача родителей – обеспечить безопасность малыша, привить ему моральные нормы и ценности, создать условия для полноценного развития личности. Это сделать непросто. Ведь по мере взросления ребенок начинает проявлять собственную индивидуальность, отстаивает свое мнение, порой шалит и балуется. Один из самых известных и древних методов воспитания, к которому прибегают родители – метод кнута и пряника, или поощрения и наказания. Насколько он эффективен?
Метод кнута заключается в физическом воздействии на ребенка с целью наказать за проступок. Многие родители могут шлепнуть ребенка, отвесить подзатыльник, поставить в угол и даже стегнуть ремнем. Цель таких действий одна – причинить боль, показать свою власть над ребенком, поставить на место. Теоретически этот метод может быть довольно действенным. Возможно, ребенок прекратит отрицательное поведение из страха боли, запретов и лишений. Однако одобряемое поведение чадо может демонстрировать только в присутствии мамы или папы. Физические наказания оказывают разрушающее действие на психику маленького человека. Они подрывают доверие к родителям, формируют боязнь и обиду на взрослых. Дети, которых систематически наказывают «кнутом», становятся замкнутыми, стеснительными, подавленными, учатся лгать и изворачиваться. По достижении подросткового возраста такие ребята могут «взбунтоваться» и проявлять негативизм по отношению к взрослым. То есть отрицать нормы поведения, принятые в обществе, провозглашать собственные антиценности и следовать им.
Метод пряника заключается в обязательном поощрении ребенка за желаемое поведение, помощь, выполненное поручение. Поощрения необходимы в процессе воспитания, но с ними также нужно быть осмотрительными. Есть опасность приучить свое чадо, что за любое положительное действие его ждет награда. В вопросе поощрений ребенка важно различать две формы желаемого поведения. Первая – когда ребенок добивается успеха в своей деятельности. Например, школьник самостоятельно решил трудную задачу. В этих случаях ребенок сам радуется своему достижению, ощущение успеха является для него внутренним, автоматическим поощрением. Маленькому человеку нужна в такие моменты искренняя радость, любовь, сопереживание родителей. Если взрослые за правильно решенную задачу будут давать монетку, они могут погасить внутреннее удовлетворение, заменив его ожиданием награды извне. Вторая форма поведения, за которую ребенка нужно обязательно поощрить – нравственное поведение, Это ожидаемый родителями и социально одобряемый образ действий, особенно в критических ситуациях. Ведь ребенок не рождается с нормами морали, привить их – и есть задача воспитателя. Когда родители слишком балуют, потакают капризам, усиленно опекают отпрыска, он может вырасти эгоистичным, избалованным, инфантильным человеком, не способным самостоятельно решать жизненные трудности.
Разумное сочетание поощрений и наказаний Так что же делать? Как воспитывать ребенка, чтобы не сломать его психику наказаниями и не испортить излишними поощрениями? Ответ один: найти золотую середину, разумно сочетать то и другое. И обязательно учитывать индивидуальные особенности дочери или сына: подход к сорванцу-шалунишке и замкнутому мечтателю будет разным.
Как наказывать ребенка: правила для родителей
Четко определите границы дозволенного. Рассказывайте ребенку, что для вас хорошее поведение, а чего делать нельзя. Говорите о том, что за плохое поведение следует наказание и дайте понять, что именно его ждет, если он не будет слушаться; Соблюдайте последовательность. «Нет» всегда должно означать «нет». Ребенок должен знать, что если он нарушит запрет, его обязательно будет ждать конкретное наказание. Не допускайте, чтобы плата за проступок зависела от настроения родителей или других обстоятельств; Будьте едины в своих требованиях. То есть мама и папа, а желательно и бабушка с дедушкой должны выступать одним фронтом. Дети быстро понимают, из кого можно вить веревки, и начинают манипулировать взрослыми. Наказывайте соответственно проступку. Впервые совершенный проступок или небольшая шалость достойны лишь предупреждения, тогда как намеренное нарушение дисциплины или агрессия заслуживает серьезного наказания. Сохраняйте спокойствие. Наказывая, не кричите, а попытайтесь спокойно объяснить ребенку, что именно он сделал не так, и какое поведение вы ждете от него в будущем. Обращайте внимание, что вам не нравится именно поступок, а ребенка вы очень любите и огорчаетесь, когда приходится его чего-то лишать. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Как поощрять ребенка правильно: рекомендации родителям
Хвалите ребенка за конкретные поступки. Лучше сказать «Какой порядок в комнате! Посмотреть приятно!», чем «Молодец!» про убранные игрушки; Не поощряйте за естественные вещи. Если отпрыск сам убрал за собой кровать, помыл посуду, не стоит говорить «Умница! Ты убрал за собой!». Этим мы демонстрируем неверие в самодостаточность ребенка. Обратите внимание на положительные эмоции малыша, которые он испытал при достижении успеха. Это поможет ему анализировать свои чувства и стараться впредь добиваться цели. Не используйте в качестве поощрения деньги. Если вам нравится идея материального вознаграждения, лучше выдавать пуговицы, кофейные зерна и т.п. А за оговоренное их количество можно наградить походом в кино, на аттракционы, в детский центр.
И не забывайте, что самый действенный метод – это воспитание любовью. Когда ребенок чувствует безусловную любовь и уважение от родителей, наказания и поощрения будут восприняты им правильно и падут на благодатную почву. Всего должно быть в меру – и ласки и строгости. Просто многие родители не умеют остановиться на той “золотой середине”, где нет места ни избалованности, ни рукоприкладству.
Особенности детского возраста
1. У ребенка 6-10 лет появляется ответственное и трудное занятие –– учеба, а самым большим авторитетом становится учитель. Кроме того, для детей этого возраста характерны:
- копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
- буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
- стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
- формирование первоначальных представлений о собственных правах;
- повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками;
Как следует с ребенком обращаться
- помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;
- дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;
- узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями;
- аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите";
- обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.
Никогда
- не ревнуйте к авторитету учителя;
- не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;
- не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;
- не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;
- не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.
2. Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:
- тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
- частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
- повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
- стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
- отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной; падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
- демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
Как следует обращаться с подростком:
- помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
- выделяйте деньги на карманные расходы;
- в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
- объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
- учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
- будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.
Никогда
- не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
- не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
- не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
- не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
- не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
- не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
- не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.
Надеемся, что наши советы не были обременительны и навязчивы и желаем Вам успехов!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как не допустить попыток суицида у подростка
Проблема которая недооценивается
1.Старайтесь, говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
2.Опосайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
4.Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
5.Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
6.Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
7.В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
8.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
9.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
10.Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
1. Совет самый главный – хвалим на людях, ругаем наедине!
2. Тоже важно – ругаем не ребенка, а его поступки!
3. Не «нападаем» на ребенка всей семьей!
4. Не жалеем тут же, если отругал отец, держим нейтралитет… хотя бы некоторое время.
5. Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в дом и т.д.
6. Создайте в семье традицию успешных переговоров. Спросите своего ребенка, что он чувствует, когда участвует в принятии решения наравне со взрослыми.
7. Давайте будем говорить нашим детям о том, как мы их любим!
8. Разделите, для себя в первую очередь, отношение к своему ребенку и к его поступкам.
9. Поговорите с ним о его реальных достижениях и о чувствах, которые у него возникали во время процесса и при получении результата.
10. Чаще хвалите своего ребенка за каждую мелочь, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.
11. Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.10. Чаще хвалите своего ребенка за каждую мелочь, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.
12. Важно, чтобы ребенок умел деньги считать, тратить, экономить, получать удовольствие от покупок, относиться ответственно к семейным деньгам, уважать труд и тех, кто трудится. И тогда, когда он вырастет, он научится зарабатывать деньги и обеспечивать свою семью.
Тревожные дети
В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт.
Виды тревожности
Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.
Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.
В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.
Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.
Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, или контрольной работой.
Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.
Типы тревожных детей
Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.
Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.
Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.
Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).
Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.
Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.
Характерные черты тревожных детей
· После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.
· Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.
· Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
· Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.
· Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
· Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
· Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.
· Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими
Как помочь ребенку преодолеть тревожность
(рекомендации для родителей тревожных детей)
Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...
Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.
У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.
Что делать, если ребёнок взял чужую вещь?
1. Постарайтесь разобраться, этот поступок был случайным или целенаправленным.
2. Важно пояснить ребенку разницу между понятиями «свое» и «чужое», почему чужое брать нельзя.
3. Помогите ребенку вернуть вещь хозяину, обязательно пойдите вместе с ним, поддержите его морально.
4. Ребенок должен усвоить правило, прежде чем взять чужую вещь, следует попросить разрешение у хозяина.
5. Учите отличать общественную собственность от личной.
6. Приучайте к ответственности за свои поступки. Побуждайте к тому, чтобы ребенок своевременно признавал собственные ошибки, пытался исправить ситуацию, а не тогда, когда его уличат в воровстве другие люди.
Что делать, если ребёнок ленится?
1. Постоянно поясняйте, почему человек должен уметь трудиться. Демонстрируйте негативное отношение к лени, безделью.
2. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, иначе он может и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.
3. Позвольте ему действовать самостоятельно там, где это возможно. Например, спросите: «Ты бы хотел накрыть на стол или лучше бы приносил посуду, пока я буду накрывать?»
4. Предлагайте ребенку посильную работу, определите круг его домашних обязанностей. Сделайте это так: «Ты у нас совсем большой, я могу тебе доверить вымыть пол, помыть посуду, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.».
5. Будьте последовательны в своих требованиях.
6. Приучайте доводить начатое дело до конца.
Вы заметили, что ребенок агрессивен, часто играет в агрессивные игры. Что делать?
Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)
Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
Повышайте самооценку ребенка.
Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!
(“Надо беречь природу”, - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.
“Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)
Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.
Уважаемые родители! Волнуйтесь спокойно!
Предэкзаменационный и экзаменационный периоды являются тем временем, в которые школьники ощущают тревогу, страх, неуверенность в себе и своих силах, нервозность, чувство неопределенности, чувство грозящей опасности и неудачи. Действительно, перечисленный список пугает. Кажется, как подобное психологическое напряжение могут испытывать дети…
«Все в той или иной степени тревожатся», — подумаете Вы. И, конечно, Вы будете правы. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности. Тревожность для того, чтобы предупреждать нас об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль. Но перед ответственными мероприятиями (экзамен, важная встреча, разговор), уровень тревожности существенно возрастает, что приводит к дезорганизации личности и в конечном итоге отрицательно сказывается на процессе и результате выполняемой деятельности. А ведь экзамен этот первый, важный… Именно в этот ответственный момент Вашему ребёнку необходима поддержка. Чтобы понизить уровень тревожности перед экзаменами, снять агрессивность и конфликтность поведения, сформировать оптимистическое восприятие будущего, необходимо соблюдать ряд простых правил стабилизации эмоционального состояния.
• Сон. Школьнику необходимо спать от 8,5 до 9 часов. Полноценный сон будет лучшим отдыхом для нервной системы. Лёгкий, кратковременный сон — дневной (от 5 до 30 минут) можно использовать вместо традиционной чашки кофе. В идеале в конце каждого часа работы необходимо отдохнуть 2-3 минуты;
• Неприятные эмоции, отрицательные воспоминания следует заменять приятными. Конечно, реализовать это правило достаточно нелегко, но усилием воли можно переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у человека положительные эмоции;
• Оптимистичный подход. Установка на успех придаст школьникам сил и создаст благоприятный психологический настрой. Старайтесь смеяться вместе с ребёнком, иногда отвлекать его от работы приятными воспоминаниями;
• Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем выше вероятность допущения ошибок. Говорить вслух о будущем успехе;
• Питание. Обратите внимание на то, что употребляет Ваш ребенок в пищу. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища: рыба, творог, орехи, курага и т.д.Необходимы такие продукты, которые стимулируют работу головного мозга;
• Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
Важно верить в силы Вашего ребёнка, демонстрировать свою уверенность и положительный настрой по отношению к будущему результату на экзаменах.
1.Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
2.Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
3.Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
4.Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
5.Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
6.Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
7.Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
8.Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
9.Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
10.Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
11.Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
12.Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
13.Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ЭКЗАМЕНАМ
Слово «экзамен» в буквальном переводе с латыни - «испытание». Дети в большинстве своем так и относятся к нему - как к очень серьезному жизненному испытанию: с повышенным чувством ответственности. Но даже если ваш ребенок всегда был самостоятельным в вопросах учебы, контролировать его подготовку к экзаменам все равно придется.
Всегда будьте готовы предложить свою помощь. Посвящайте вашему ребенку как можно больше времени. Даже если вы, например, далеки от проблем химии или физики, все же наберитесь терпения и выслушайте ребенка. С одной стороны, это будет своеобразной репетицией перед экзаменом, а с другой, что не менее важно, - ребенок почувствует, что его экзамены так же важны для вас, как и для него.
Вступая в эпоху экзаменов, ребенок должен знать, что родители останутся его друзьями, каков бы ни был результат (на «отлично» он сдаст или провалится). Никакой экзамен не может и не должен «дисквалифицировать» ребенка в ваших глазах. В такой момент ему более всего нужна ваша любовь и понимание. Если вы сейчас отшатнетесь от него, можете потерять доверие ребенка бесповоротно.
Не попрекайте ребенка деньгами, заплаченными репетитору. Это может вызвать чувство вины, а значит, и еще один стресс.
Не обещайте за хорошо сданные экзамены золотые горы. Мало того, что ребенок будет думать во время подготовки больше о награде, чем об экзамене и его результатах, так еще и на самом экзамене ребенок не сможет сконцентрироваться.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей.
Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Перед экзаменами не мешает заглянуть в поликлинику, тем более, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. В стрессовой ситуации оно может обостриться и привести к серьезным последствиям. Учтите советы врача. Может быть, накануне экзаменов потребуется пройти профилактическое лечение.
Помните, здоровье вашего ребенка важнее, чем оценка. Наверное, в доме в эту пору должно быть тише и спокойнее, чем обычно. Атмосфера в семье вообще дорогого стоит, а теперь и подавно. Избегайте конфликтов и снимайте напряжение.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Желательно делать перерывы для отдыха на 10–15 минут каждый час. Отдых должен быть активным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому. После 2,5–3 часов работы нужно сделать более продолжительный (20–30 минут) перерыв для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три. Потом обед и отдых — прогулка на свежем воздухе не меньше двух часов или сон. А потом можно продолжать работу еще в течение двух-трех часов. Продолжительность сна в период подготовки к экзаменам должна составлять не менее 8 часов.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Психологи рекомендуют вводить в интерьер желтый и фиолетовый цвет (это могут быть какие-то предметы, картинки).
Обратите внимание на питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, мясо, яйца, молочные продукты (творог, сыр и др.), орехи, мед, фрукты (лимоны, бананы, апельсины и др.) и овощи (капуста, морковь) особенно необходимы в период подготовки и сдачи экзаменов.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Полезно составлять план-конспект материала, делать схемы.
Для улучшения памяти полезно массировать веки кончиками указательных пальцев, массаж производить ото лба к затылку. Сконцентрировать внимание помогает потирание носа кончиками пальцев.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Важным шагом к успеху на экзамене является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать детей на успех, удачу.
Чаще хвалите ребенка, приободряйте, вселяйте ему веру в свои силы. И, конечно же, демонстрируйте свою любовь ребенку.
Советы родителям: как помочь подростку в выборе профессии
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого человека т.к. часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных…
Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
• «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
• «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
• «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.
« Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».
Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя:
• ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?);
• осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;
• ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом;
• ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию.
Отмечается, что значительная часть подростков (возраст 14-16 лет) испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.
Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда . Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.
Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность . Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
• знаниях о мире профессий;
• знаниях о выбираемой конкретной профессии;
• изучении своих интересов;
• изучении своих способностей;
• знании своих сильных и слабых качеств;
• состоянии своего здоровья;
• учёте материальных условий семьи;
• учёте ситуации на рынке труда.
Необходимо:
• Решить какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях. В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
• социальный заказ, положение на рынке труда;
• уровень материального обеспечения семьи;
• возможности получения помощи в обучении;
• условия оплаты труда в данной сфере;
• местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
• Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок («Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
• Учесть возможности ребенка ( «Я-могу»):
• интересы, склонности;
• успехи в учёбе и потенциальные способности;
• свои сильные и слабые стороны;
• состояние здоровья.
При выборе будущей профессии нужно:
• Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
• Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
• Подробно изучить эту профессию , выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
• Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
• Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.
Ошибки при выборе профессии:
• увлечение внешней или частной стороной профессии;
• незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
• неумение разбираться в своих способностях
Рекомендации родителям в помощи выбора профессии подростком:
Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), помогите ему:
• Изучить профессию и всё, что с ней связано.
Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений :
- Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни . Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа .
- Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).
- Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.
- Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.
- Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
• Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях . В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
• Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что надо в данных обстоятельствах. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности
• Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
• Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
• Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности.
- Принцип « От слов - к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе . Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».
- Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
- В институт - на экскурсию . Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
- Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления . Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д..
• Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с неправильно избранного пути и найти в случае необходимости резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
• Осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
• Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.
Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.