Правила безопасности

НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ:

 ▪ правила дорожного движения: будьте осторожными и внимательными на проезжей части дороги; на скейте, самокате и роликах катайтесь только по тротуару;

▪ правила пожарной безопасности: НЕ играйте со спичками и зажигалками; НЕ устраивайте игр с огнём вблизи строений, в сараях, на чердаках, в подвалах, в лесу, на поле; НЕ играйте с электронагревательными приборами; НЕ оставляйте без присмотра включённые в сеть электронагревательные приборы; НЕ нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, аэрозольные упаковки; НЕ растапливайте печи; НЕ включайте газовые плитки, когда взрослых нет дома; НЕ поджигайте сухую траву;

▪ правила безопасности на воде: НЕ купайтесь в местах с глубоким или неизвестным дном; НЕ плавайте при больших волнах; НЕ заплывайте за ограждения; НЕ находитесь в воде слишком долго; НЕ подплывайте близко к лодкам, парусам, кораблям;

 ▪ правила нахождения в лесу и в жаркую погоду: обязательно надевайте головной убор во время солнечной активности во избежание солнечного или теплового удара; во время походов в лес надевайте одежду с длинными рукавами во избежание укусов насекомых.

 

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО:

▪ без ведома родителей уходить в лес, на водоёмы, а также уезжать в другой город;

▪ играть вблизи железной дороги или проезжей части, а также ходить на пустыри, заброшенные здания, свалки и в тёмные места;

 ▪ разговаривать с незнакомыми людьми и обращать внимание на знаки внимания или какие-либо приказы посторонних;

▪ брать любого вида угощения у незнакомых людей;

▪ самостоятельно обследовать незнакомый предмет, близко подходить к нему, трогать, вскрывать и передвигать его;

▪ подходить к открытым окнам и выглядывать из них, опираться на москитные сетки;

▪ нахождение несовершеннолетних детей одних вне дома в период с 23.00 до 6.00.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

101 -  пожарная служба

102 - милиция

103 - скорая помощь

104 - газовая аварийная служба

112 – служба спасения

МЧС запускает новую информационную кампанию «Будь рядом с ребенком!»

В нашей стране ежегодно констатируются случаи гибели и травматизма детей. Зачастую решающим фактором в возникновении подобных происшествий является отсутствие контроля со стороны взрослых. Порой призывы не дают желаемых результатов, остаются неуслышанными, а родители в свою очередь практически не уделяют внимание обучению детей элементарным правилам безопасности. Но хуже того, они иногда сами подают пример небезопасного поведения.

Чтобы в очередной раз обратить внимание родителей на существующую социальную проблему, работники Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС Беларуси подошли к этому вопросу масштабно и создали новую информационную кампанию «Будь рядом с ребенком!», реализация которой станет новым подходом в решении этой непростой задачи.

Заинтересовать и привлечь родителей к обучению детей безопасности, организовать их полезный досуг, поменять прежние взгляды и помочь осознать необходимость и важность этого процесса – именно так работники МЧС видят реализацию данной кампании. Повлиять на беспечное отношение родителей к вопросам безопасности детей, мотивировать их не оставлять детей без присмотра – главная цель информационной кампании.

Многие родители считают, что ребенка можно оставить одного дома даже на несколько минут, тем более с телефоном, так как есть возможность связаться с ним в любую минуту. А для того, чтобы увлечь ребенка, на гаджете можно включить мультфильмы, игры либо видеоролики. Таким образом он будет находиться под их контролем и в безопасности. Но это ошибочное мнение. Родители забывают самое важное, что в момент возникновения угрозы звонок не сможет уберечь и спасти ребенка от опасности.

Новая информационная кампания, направленная предупреждение гибели детей на пожарах и водоемах, стартует по всей стране в августе. В ее основе используется устоявшееся мнение о контроле родителем своего ребенка с помощью телефона и демонстрируются ситуации, когда ребенок оказался в опасности, а родитель единственное, что может, это позвонить, но не помочь. В то же время при создании наружной рекламы демонстрации ребенка в непосредственной опасности нет. Его роль берет на себя детский смартфон. Именно телефон оказывается в эпицентре трагедии. В этом и кроется главная идея: за, казалось бы, яркой картинкой – телефоном, заменившем в кадре предполагаемого всеми ребенка, – прячется очень важный посыл, который и раскрывается в емком слогане. «Телефон не присмотрит за вашим ребенком!» – эта фраза в совокупности с визуалом в полной мере показывает последствия безответственного отношения к безопасности детей. Именно цепляющий слоган в сочетании с нестандартным образом является наиболее действенным и эффективным способом «удержать» внимание целевой аудитории на поднятой проблеме и призвать ее действовать.

Ирина Сакович

Старший инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Новополоцкого ГОЧС

Безопасность детей

Родители, ежедневно отправляя свое чадо в школу, как правило, дают массу полезных наставлений – чтобы хорошо учился, не баловался и т.д. Но наряду с этим, важным аспектом является и безопасность ребенка.

Бдительность нужно проявлять, как только Ваш ученик переступил порог дома. Дорога в школу и обратно иногда может приносить весьма неприятные сюрпризы, поэтому лучше, чтобы ребенок ходил вместе с товарищами или же выбирал путь, который позволит все время быть на виду у людей.

Запретите детям принимать какие-либо предложения от незнакомцев (подвезти, прогуляться, купить мороженое и т.д.). Предупредите, что доверять им ни в коем случае нельзя, даже если они утверждают, что являются друзьями родителей. Проведите разъяснительную работу по обращению с мобильными телефонами, плеерами и другой техникой: расскажите, что, демонстрируя ее наличие в общественных местах (магазинах, остановках), они могут стать жертвами воров.

Школа – место многолюдное. И сложность в том, что оказавшись в критической ситуации, дети не всегда реагируют правильно. Объясните, что главный враг в экстремальных обстоятельствах – паника. Гораздо эффективнее здесь будут внимательность и спокойствие. Ребенок должен понимать, что, если возникли какие-то проблемы, изначально нужно сообщить об этом педагогу или администрации, а затем четко следовать их указаниям.

Одна из самых опасных ситуаций, которая может произойти в учебном заведении – пожар. В таком случае первым делом необходимо оповестить преподавателя - в этот момент все зависит от его действий. Огонь распространяется довольно быстро, что приводит к повышению температуры и образованию плотного задымления.

Для начала следует позвонить в службу спасения по телефону 101 или 112. Затем немедленно организовать эвакуацию детей. Если возгорание незначительное и угрозы для жизни и здоровья школьников не представляет, то нужно взять все личные вещи, одеться и только потом выйти на улицу.

Ни в коем случае нельзя терять ни минуты: собирать учебники и бежать в гардероб за вещами в такой ситуации не стоит. При сильном задымлении использование средств защиты органов дыхания: ватно-марлевых повязок, смоченных водой платков или других вещей - обязательно. Когда пути эвакуации отрезаны огнем, ребята под руководством учителей должны вернуться в классы, закрыть двери, вентиляционные решетки и ждать прибытия работников МЧС. 

Что же касается правил поведения в стенах школы в целом, то они сводятся к нескольким простым истинам. Каждый учащийся должен осознавать, что личная безопасность – это не что иное, как результат его отношения к определенным требованиям. Объясните детям, что, бегая друг за другом, прыгая по лестницам, толкаясь на коридорах, они могут получить серьезную травму. Обратите внимание на обувь ребенка – подошва не должна скользить. Также напомните ему, что нельзя открывать окна без разрешения педагога и сидеть на подоконниках.

В школе дети проводят большую часть своего времени, и здесь приходится рассчитывать только на их способность соблюдать элементарные правила безопасности, обучение которым – первостепенная задача родителей. Важно с раннего возраста прививать ребенку чувство самосохранения, научить его быть бдительным и осторожным. И не имеет значения малыш это или подросток,  ваша цель – дать ребенку те знания и навыки, владение которыми станет гарантией его безопасности!

 

Ирина Сакович
старший инспектор сектора пропаганды
и взаимодействия с общественностью Новополоцкого ГОЧС

 

10 правил дорожного движения: 

1. Ходи по тротуарам, только с правой стороны.

2. Переходи улицу по пешеходному переходу.

3. Переходи улицу на зеленый сигнал светофора.

4. На красный и желтый сигнал светофора нельзя переходить улицу.

5. При переходе дороги посмотри, не ли опасности, нет ли рядом машин.

6. Нельзя обходить стоящий автобус – это опасно. Подожди пока автобус отъедет от остановки.

7. При переходе улицы посмотрите сначала налево, дойди до середины, потом посмотри направо и продолжи  путь.

8. Если переходишь дорогу в тёмное время суток, то  при себе должны иметь световозвращающий элемент(фликер) на одежде.

9. Никогда не перебегай дорогу перед близко идущим автомобилем.

10. За городом нужно идти по обочине, навстречу транспортному потоку.

 

Уважаемые родители!

Для Вас и ваших детей начал работу сайт WWW.112.BY

Летние каникулы без дыма и огня

Правила поведения в грозу

Обучающий материал по безопасному пользованию газом в быту

Безопасный дачный сезон

Установи АПИ - сохрани жизнь!

Пожароопасный период

А с чем играет ваш ребенок?

Пожар в доме

Остерегайтесь небрежных курильщиков

Электрическое напряжение

 Статья о горючих жидкостях

Статья о пиротехнике

 Памятка по противопожарной безопасности 

 Опасность зимнего водоёма

Правила безопасности детей на воде

Школьникам о компьютерной безопасности

Правила поведения на льду

МЧС напоминает о недопустимости весенних палов

Правила поведения при нахождении взрывоопасных предметов и неизвестных пакетов

Рекомендации по действиям граждан при пожаре

О пагубном влиянии курительных смесей на организм человека

Правила безопасности детей на каникулах

Как спастись от жары

Осторожно тонкий лёд

Правила поведения зимой

Безопасность в каждый дом

Часто можно услышать, что пожар – это случайность, от которой никто не застрахован. Но это не так. В большинстве случаев, пожар – результат беспечности и небрежного отношения людей к соблюдению правил пожарной безопасности. Основные причины пожаров в быту – это, прежде всего, неосторожное обращение с огнем (в том числе, при курении), неисправность электрооборудования, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей и бытовых электронагревательных приборов. Статистика свидетельствует, что более половины огненных ЧС возникают по вине людей, которые не знали или безответственно отнеслись к выполнению правил пожарной безопасности. Однако нередко жертвами огня бывают «случайные» граждане: они становятся заложниками ситуации, в которую их заводят ведущие асоциальный образ жизни люди, в том числе употребляющие спиртные напитки. Чтобы еще раз привлечь внимание жителей города к этой теме, а также проблеме гибели людей на пожарах, с 23 января по 10 февраля в городе Новополоцке спасатели проведут республиканскую акцию «Безопасность - в каждый дом!».

Акция пройдет в 3 этапа. На первом этапе в центре внимания будут граждане, злоупотребляющие алкоголем и ведущие асоциальный образ жизни.  На втором этапе основная аудитория, с которыми будут работать спасатели - престарелые граждане с активной жизненной позицией и студенческая молодежь. На завершающем этапе спасатели традиционно развернут интерактивные площадки в местах массового пребывания людей: торговых центрах, открытых площадках, рынках.

Как обезопасить свой дом и не пополнить сводки спасателей смотрите в обучающем фильме.

(qr-код на фильм)

 

Уважаемые родители учащихся 5 – 11 классов!

ГУ «Новополоцкий городской центр гигиены и эпидемиологии» просит Вас принять участие в анкетировании в онлайн формате по ссылке "сюда" для анализа и корректировки работы по охвату вакцинацией детского населения.

 

Вакцинопрофилактика

Рекомендации для поддержки самостоятельной реабилитации после болезни, вызванной COVID-19

Видеоролики:

 «Гигиена рук»«Группа риска COVID-19»,

«Обработка телефона»«Забота о пожилых»

 

СИТУАЦИЯ С COVID-19 В БЕЛАРУСИ

 

Официальный интернет-ресурс для информирования населения по вопросам коронавируса

Изображение

 

 

Уважаемые родители!
Обращаем внимание. В стране продолжаются случаи детского электротравматизма.
9 августа 2023 года с учеником 4 класса ГУО «Средней школы № 8 г. Волковыска», произошёл несчастный случай. Школьник помогал отцу при помощи специального насоса откачивать воду из бассейна. По просьбе отца, при попытке отключить оборудование ребенок прикоснулся к токоведущим частям вилки, в результате чего был смертельно травмирован электротоком. 
10 августа 2023 года произошел несчастный случай с учеником 2 класса ГУО «Средней школы №2 г. Осиповичи». Крик мальчика услышал сторож при проведении обхода территории строительной площадки. Выбежав за территорию объекта, он увидел мальчика, касающегося правой рукой и правой ногой металлической решетки ограждения, и кричащего «ток». Сторож обесточил объект, отключив вводной рубильник. Прибывшей на место бригадой скорой помощи ребенок был доставлен в учреждение здравоохранения.
24 августа 2023 года произошел несчастный случай с учеником 4 класса ГУО «Средняя школа №12 имени Героя Советского Союза И.К.Кабушкина г. Барановичи». Мальчик решил помочь отцу в покосе газона во дворе жилого дома для чего включил электрическую газонокосилку, подключенную к электрической сети через удлинитель. В процессе покоса провод удлинителя попал под режущий нож газонокосилки и был поврежден. Ребенок решил соединить два поврежденных конца провода (видя, как это раньше делал его отец), при этом не отключил удлинитель от электрической сети. При попытке соединения провода пострадавший прикоснулся к находящейся под напряжением оголенной жиле провода и получил удал электрическим током.
Взрослые! Соблюдайте сами и обучайте детей правилам электробезопасности.
 
 

2 марта 2023 года произошел несчастный случай в г. Лида Гродненской области. Мальчик 2011 года рождения при выходе из квартиры, держась одной рукой за ручку двери, другой взялся за металлические перила лестницы и получил электротравму. Ранее ребенок жаловался матери о том, что дверь «пощипывает». Вероятной причиной несчастного случая явилось появление напряжения на металлической двери квартиры в результате повреждения питающего провода дверного звонка при замене деревянной двери на металлическую.

С целью недопущения подобных случаев

 

ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ:

чтобы избежать негативных последствий Вам необходимо:

- незамедлительно реагировать на сигналы, поступающие от жильцов, о неисправности электропроводки и возможном наличии напряжения на сторонних проводящих частях в многоквартирном жилом фонде;

- осуществлять обслуживание и эксплуатацию электрооборудования, электроустановок согласно требованиям технической документации и ТНПА. Конструкция, исполнение, способ установки, характеристика изоляции применяемых машин, аппаратов и прочего электрооборудования, а также кабелей и проводов должны соответствовать параметрам сети и условиям окружающей среды;

- соблюдать регулярное проведение осмотров, планово-предупредительных ремонтов, профилактических испытаний электроустановок и электроприемников;

- при проведении осмотра особое внимание обращать на состояние контактных соединений, состояние изоляции (запыленность, наличие трещин и т.п.);

- техническое обслуживание электроустановок возлагать на подготовленный и допущенный к выполнению работ электротехнический персонал.

 

Электроприборы

Количество разнообразных электроприборов в современных квартирах и домах растёт с каждым годом, ведь прогресс не стоит на месте. Нынешние электроприборы удобны в обращении, более эффективны и, как правило, выгодны экономически. Ежедневное использование бытовой техники облегчает жизнь каждому, однако многие забывают, что её эксплуатация, прежде всего, должна быть безопасной! Ведь случаи возгорания оставленных без присмотра, включенных в сеть, электроприборов ежегодно составляют около 15% всех пожаров.

Микроволновая печь, телевизор, компьютер, подзарядное устройство, стиральная машина – это лишь небольшой перечень электроприборов, которые зачастую остаются включенными в розетку, в то время как «их владельцы» находятся на работе! Людей сложно убедить в том, что перегружать электрическую сеть, оставлять электроприборы в режиме «ожидания», использовать неисправные электроприборы крайне опасно. По каким-то причинам люди до сих пор думают, что выключить электроприбор и оставить его в «режиме ожидания» это одно и то же. Например, для того, чтобы выключить телевизор либо компьютер необходимо всего лишь нажать кнопку на пульте либо экране. Последствия такой беспечности могут привести не только к нарушению работы техники, но и к пожару.

С постоянным ростом различных гаджетов, особого внимания заслуживают зарядные устройства. Для обычного человека стало нормой оставлять зарядное устройство в розетке, уходя из квартиры. Однако оно все равно остается под напряжением и потребляет электроэнергию со всеми возможными последствиями. Помните, заряжать любые гаджеты нужно только в вашем присутствии, а зарядив, обязательно вынуть из розетки подзарядное устройство. Ведь, оставляя его в розетке, мы и не задумываемся над тем, что в сетях бывают скачки напряжения. Ваше устройство может не только задымиться, но и стать причиной пожара.

Принципы безопасного использования электроприборов в быту:

1. Не включайте в одну розетку одновременно несколько электроприборов.

2. Уходя из дома не оставляйте электроприборы в «режиме ожидания» (телевизоры, микроволновые печи, мультиварки, подзарядные устройства, ноутбуки и т.д.).

3. При эксплуатации электроприборов соблюдайте «Инструкцию по применению». Не используйте электроприборы не по назначению!

4. Периодически проверяйте исправность электропроводки;

Запрещается:

- вешать бумажные абажуры на электролампочки;

- пользоваться неисправными электроприборами;

- оставлять электрообогреватели включенными на ночь;

- оставлять без присмотра электроприборы (утюг, плойку, фен и т.д.), подключенные к сети.

 

П А М Я Т К А
населению об электpобезопасности

             Человек настолько привык к использованию электрической энергии, что не представляет себе, как без неё обойтись и на производстве, и в быту. Электрическая энергия - самая универсальная и удобная для использования форма энергии. Но она может принести и непоправимый вред здоровью человека, если при её использовании не соблюдаются меры личной предосторожности и не выполнять элементарных правил безопасности.

 

Основные правила безопасного применения электроэнергии в быту

Необходимо постоянно следить за выполнением следующих основных положений по безопасному использованию электроэнергии в быту:

- защита от коротких замыканий (автоматы, пробочные предохранители) в квартирной электропроводке всегда должна быть исправна;

- замена заводских предохранителей, даже временно, различными металлическими проводниками, например «жучками», может послужить причиной несчастного случая;

- основным условием безопасного применения электроэнергии в бытовых помещениях является исправное состояние изоляции электропроводки, электроприборов и аппаратов, предохранительных щитов, выключателей, штепсельных розеток, ламповых патронов и светильников, а также шнуров, с помощью которых включаются в электросеть электроприборы, телевизоры, холодильники, который обеспечивается своевременным ремонтом силами электромонтеров.

Во избежание повреждения изоляции не допускается:

- подвешивать электропровод на гвоздях, металлических и деревянных предметах;

- перекручивать провод;

- закладывать провод и шнуры за газовые и водопроводные трубы, за батареи отопления;

- вешать что-либо на провода;

- вытягивать за шнур вилку из розетки;

- закрашивать и белить шнуры и провода.

 

Признаки неисправности электрооборудования

Если в квартире появился специфический запах подгорающей резины или пластмассы, стал искрить счетчик, перегрелась розетка, начали мигать лампочки - неисправность на лицо. В этом случае необходимо немедленно отключить подачу электроэнергии, затем тщательно проверить исправность прибора, вызвавшего опасение, проверить электропроводку в квартире. Включить электроэнергию можно только после устранения обнаруженной неполадки.

 

Хранение бытовых электроприборов

Хранить электроприборы рекомендуется в сухом месте, при этом следует избегать резких колебаний температуры, вибрации, сотрясений. Их нельзя очищать от пыли мокрой или влажной тряпкой, когда они находятся под напряжением.

Чтобы не повредить соединительный шнур, надо свернуть его кольцом и зафиксировать резинкой. Пользоваться для этого шпагатом, ниткой не рекомендуется: они могут повредить изоляцию, а затем стать причиной возникновения пожара. Не нужно сворачивать шнур в тугой клубок и делать из него длинные мотки, чтобы не сломать или случайно не зацепить его.

 

Меры предосторожности, необходимые для предотвращения

поражения электрическим током вне помещения

Нельзя не только касаться, но и проходить ближе, чем на 8м к лежащему на земле оборванному проводу воздушной линии (ВЛ). Обнаружив оборванные или провисшие провода ВЛ, следует организовать охрану места повреждения, предупредить всех об опасности приближения и немедленно сообщить о повреждении электромонтеру или в диспетчерскую электросетей.

Нельзя допускать сокращений минимальных расстояний от провода до человека. Это нередко бывает, когда под воздушными линиями возводятся какие-либо постройки, разгружаются или складируются материалы, вблизи проводов неумело устанавливаются радио- или телеантенны, ведутся работы с применением металлических приспособлений.

Неквалифицированные лица, не имеющие ни специального инструмента, ни материалов, не могут быть допущены к монтажу или ремонту как внутренней, так и наружной электропроводки (для освещения дворов и подсобных помещений). Неправильно выполненная электропроводка – это источник несчастных случаев и пожаров.

При пользовании электроинструментом, электронасосами для полива приусадебных участков необходимо строго пользоваться указаниями, изложенными в инструкции завода-изготовителя, прилагаемой для данного инструмента или насоса.

В связи с тем, что бытовые электроприборы и переносные светильники предназначены только для пользования в помещениях, применять их на открытом воздухе запрещается. Это особенно необходимо помнить при пользовании стиральными машинами, электрическими утюгами, электросамоварами. Немало еще бывает несчастных случаев поражения электрическим током при выносе на улицу магнитофонов и проигрывателей, так как опасность поражения вне помещения та же, что и в особо опасных помещениях.

Нельзя использовать провода в качестве веревки для сушки белья и одежды.

Нельзя прикасаться к оборванному проводу радиотрансляции, который вследствие возможного схлестывания с фазным проводом воздушной линии может оказаться под напряжением.

Следует соблюдать осторожность при тушении пожара. Оборванные и брошенные на землю в процессе тушения пожара провода могут оказаться под напряжением.

Во время купания в реке и проплывания под мостом нельзя браться руками за металлические конструкции моста, так как они могут оказаться под некоторым потенциалом (например, вследствие нарушения изоляции находящихся под мостом кабелей, проводов и т. д.).

Совершенно недопустимо совершение противоправных действий, а именно:

- недозволенное применение электрического тока для охраны личного имущества с помощью, так называемых электросторожей;

- сборка различных схем с целью хищения электроэнергии;

- действия, связанные с попытками хищения проводов и других элементов электрических сетей и электрооборудования.

 

Меры электробезопасности, необходимые при эксплуатации

осветительных установок

     Осветительную арматуру и электролампы опасно очищать от загрязнения и пыли при включенном выключателе, а также мокрыми или влажными тряпками.

Очистка должна производиться при отключенном выключателе сухой тряпкой, стоя на подставке, не проводящей ток.

         Поврежденные выключатели, ламповые патроны, штепсельные розетки, электроприборы и аппараты крайне опасно ремонтировать или заменять под напряжением. Для этой цели прибор или светильник отключают от электросети, а при ремонте электропроводки необходимо вывернуть пробки (или выключить автомат). Эту работу должен выполнять человек, знакомый с правилами ремонта.

При пользовании светильниками (особенно переносными), приборами, переносным электроинструментом опасно одновременное касание батарей отопления, водопроводных труб и других заземленных металлоконструкций, находящихся в квартире, так как при повреждении изоляции через тело человека, прикоснувшегося к металлическим конструкциям, проходит ток.

Включенные электролампы выделяют большое количество тепла и их стеклянные колбы сильно накаляются, поэтому недопустимо покрывать лампы бумагой, материей и другими легко воспламеняющимися материалами.

 

Меры электробезопасности в сырых помещениях

        Особую осторожность при пользовании электроэнергией надо соблюдать в сырых помещениях, в помещениях с земляными, кирпичными и бетонными полами (подвалы, ванная комната, туалеты и др.), являющимися хорошими проводниками тока, так как в этих условиях опасность поражения электричеством увеличивается.

В некоторых домах в ванных комнатах установлены штепсельные розетки. Они предназначены только для электробритв. Включение других приборов может привести к повреждению электропроводки и поражению электрическим током.

            В ванных комнатах и других подобных помещениях нельзя пользоваться включенными в электросеть различными электронагревательными приборами (плитками, каминами, рефлекторами), стиральными машинами и переносными светильниками, а также использовать стационарные светильники без предохранительной арматуры.

Весьма опасно пользование стиральной машиной.

При неисправности электропровода стиральной машины в месте, где он проходит через отверстие в кожухе, последний попадает под напряжение. Коснувшись одновременно стиральной машины и ванны или водопроводной раковины, заземленных через трубы, можно получить смертельную травму. Как правило, в ванной комнате бывает тесно, и такой контакт всегда возможен. Кроме того, руки при стирке всегда бывают влажными, а это резко снижает сопротивление кожного покрова.

Недопустимо использование ванной комнаты в качестве фотолаборатории.

Под ванной комнатой находится стальной проводник, соединяющий корпус ванны с водопроводной трубой. Это уравнитель электрических потенциалов. Назначение его - обеспечить безопасность людей при повреждении внутридомовой проводки. Уравнитель нельзя ни отсоединять, ни повреждать, особенно при устройстве кладовых под ванной. Вообще для этих целей лучше установить специальный экран (он имеется в продаже), который закрывает пространство под ванной и одновременно служит местом хранения хозяйственных принадлежностей.

 

Электробезопасность для новосела

Какие-либо реконструкции электрической сети, а также работу по благоустройству квартиры в новых домах силами жителей-новоселов опасны, так как, даже имея некоторую квалификацию, он не знает главного - схемы внутренней электропроводки.

Подключение светильников, люстр, бра, звонков должно проводиться только электриком.

Проводка в новых домах невидима, поэтому произвольное сверление отверстий в стенах или вбивание гвоздей или костылей недопустимо. Подобные работы допускаются с разрешения ЖЭУ или ведомственного домоуправления.

Сверлить отверстия в стенах можно только специальной электродрелью (с двойной изоляцией).

Напряжения на кнопках современных электрических звонков 220В. Любая неисправность в звонковой проводке (отсутствие кнопки, оголенный провод и т. п.) опасна, и она должна устраняться квалифицированным электриком.

Осветительную арматуру нельзя подвешивать на токоведущих проводах. Она подвешивается на специальных приспособлениях таким образом, чтобы не натягивались провода. В отдельных случаях, предусмотренными специальными техническими условиями, осветительную арматуру допускается подвешивать на питающих светильник проводах при условии, что последние предназначены для этой цели.

Использование ламп без осветительной арматуры запрещается.

 

Наиболее характерные травмоопасные ситуации

Опасность поражения электрически током может возникнуть:

- при пользовании электроприборами с нарушенной изоляцией, электроплитками с открытой спиралью; самодельными электропечами, электроводонагревателями, при заполнении водой электронагревательных приборов, включенных в сеть;

- при касании включенных электроприборов мокрыми руками и, в частности, электроутюгов для определения степени нагрева;

- при проверке температуры воды руками, если в нее опущен электрокипятильник;

- при пользовании самодельными удлинителями с двумя вилками;

- при нарушении порядка включения прибора в электросеть, согласно которого шнур сначала подключается к прибору, затем к сети;

- при применении оголенных концов провода вместо штепсельной вилки;

- в ряде случаев в кухне появляются две системы включения приборов: с занулением и без зануления корпусов, что приводит к повышению вероятности поражения электрическим током;

- от применения электрозажигалок, питаемых от сети 220 В, для зажигания газовых горелок. Провода для этих зажигалок выполняются с пластмассовой изоляцией. Часто приходится проносить питающий провод через горящую горелку, в результате чего он оплавляется и нарушается изоляция. При одном из последующих зажиганий возможно возникновение тяжелой электротравмы;

- при неумелом освобождении человека от действия электрического тока.

 

Требования электробезопасности к квартирным штепсельным розеткам

Не допускается установка розеток в ванных комнатах. Исключение составляют специальные штепсельные розетки, подключаемые к сети через разделительные трансформаторы и предназначенные для питания электробритв.

Розетки от заземленных конструкций и коммуникаций (трубопроводы отопления, канализации, водопровода и т.п.) целесообразно располагать на расстоянии более <st1:metricconverter productid="0,5 м" w:st="on">0,5 м</st1:metricconverter>. При больших габаритах кухни для обеспечения безопасности желательно указанные металлические части оградить изоляционным материалом (сплошным или решетками).

В эксплуатации еще есть открытые штепсельные розетки, которые позволяют маленьким детям беспрепятственно прикасаться металлическими предметами токоведущих частей. При наличии в доме маленьких детей такие розетки следует заменить розетками с поворотными закрывающими крышками или приобрести для них специальные заглушки.

Иногда после ремонта оставляют разбитой крышку надплинтусной штепсельной розетки, это очень опасно, особенно когда в доме маленькие дети.

Нередко в одну розетку через тройник подключается одновременно несколько приборов. Такая операция нежелательна: тройная нагрузка на розетку, электропроводку способствует быстрому высыханию изоляции, она трескается,

осыпается. Отсюда один шаг до короткого замыкания и пожара.

 

Наиболее характерные нарушения правил электробезопасности на дачах

Владельцы дач часто допускают ошибки при монтаже электропроводок, используя не совсем качественные провода. Частые побелки известковым раствором помещений приводят к порче изоляционного материала, вследствие чего возрастает опасность электротравм и пожаров. Кроме того, в гаражах, где воздух насыщен парами бензина, короткое замыкание в проводах грозит воспламенением горючего автомашины и пропитанного им одежды.

Часто некоторые лица пользуются запрещенными видами ловли рыбы - посредством электрического тока. Один конец провода забрасывают в водоем, а другой присоединяют к проводам источника тока. В воде создается электрическое поле, рыба оглушается и всплывает. Человек, собирая руками, попадает под напряжение и расплачивается нередко своей жизнью.

 

Условия применения елочного освещения

Для елочного освещения должны применяться или специально выполняемые гирлянды заводского изготовления, где лампочки включены последовательно, а провода имеют соответствующую изоляцию, или понижающие трансформаторы с напряжением на вторичной стороне 6 или 12 вольт для питания осветительных ламп этого напряжения.

Условия применения в быту ручных электрических машин

(электродрелей)

Применение электродрелей старых конструкций не допускается. Нельзя также использовать электродрели, предназначенные для производственных нужд, исполнения класса I с заземляющим контактом, так как сети заземления и зануления в быту, как правило, отсутствуют.

Разрешается использования электродрелей только класса I с двойной изоляцией. Отличительный знак «квадрат в квадрате», обозначенный на заводской табличке или на корпусе.

Помните:

При пользовании переносными электроприборами, погружными и другими электронасосами на дачах и приусадебных участках - следует применять устройства защитного отключения (УЗО).

При необходимости ремонта или исправления электропроводки следует приглашать электромонтёра специализированной организации.

При возникновении пожаров в помещении в результате замыкания проводов в электропроводках или неисправности электроприборов необходимо  немедленно отключить вводное устройство (пакетный выключатель, рубильник, автомат или др.) и одновременно вызвать пожарную команду. Если очаг пожара не отключен от питающей сети, то тушить пожар допускается только песком, углекислотными огнетушителями марки ОУ-2, ОУ-5 или порошковыми ОП-2, ОП-5.

Во избежание поражения электротоком запрещается лить воду на электропроводки, шкафы управления, электрооборудование, находящееся под напряжением.

Умейте освобождать человека от действия электрического тока, используя для этого средства защиты - диэлектрические коврики, галоши, перчатки и т.п., отключающие устройства: выключатели, рубильники, пробки, а при необходимости и перерубить провода; умейте правильно использовать и другие токонепроводящие материалы: одежду, сухие палки, доски и т.п.

При поражении человека электрическим током умейте оказать пострадавшему первую помощь и необходимо срочно вызвать врача.

При оказании первой помощи дорога каждая секунда. Чем больше времени человек находится под действием тока, тем меньше шансов на его спасение.

Электрический ток быстро поражает центральную нервную систему, и человек может потерять сознание, оставаясь в контакте с источником тока. Поэтому человеку, попавшему под напряжение, надо немедленно, до прибытия врача, оказать помощь, заключающуюся в первую очередь в быстром освобождении его от тока, после чего оказать первую медицинскую помощь.

 

Несколько фактов об опасности электрического тока,
о которых Вы возможно еще не знали
Опасно ли "домашнее электричество"?

Весь домашний "электропарк", работает от сети напряжением 220 вольт. Сила тока, который течет в проводах наших квартир, составляет 5 - 10 ампер, что смертельно опасно.

Человек начинает ощущать действие тока уже от 0,6-1,5мА. Он называется пороговым ощутимым.

10-15мА- неотпускающий ток.

50мА – нарушение сердцебиения и дыхания.

100мА – фибрилляция.

Из бытовой техники наиболее опасны стиральные машины: они устанавливаются обычно во влажных помещениях, вблизи водопровода, и электрический кабель бросается, как правило, просто на пол. Опасны электронагреватели. Электрические приборы, имеющие металлический корпус, опаснее приборов в корпусе из пластмассы.

Какое напряжение, ток, частота считается опасным?

Безопасного напряжения и тока не существует. Имеются многочисленные примеры смертельных случаев от поражения электрическим током с напряжением 65, 36 и 12 Вольт. Соответственно не существует и безопасной силы тока. Распространенное мнение о безопасности тока силой менее 100 миллиампер - опасное заблуждение 

Частота переменного тока 50 Гц - наиболее опасная.

Какие действия оказывает электрический ток на организм?

Действие электрического тока на человека носит сложный и разносторонний характер. Проходя через организм человека, электрический ток производит термическое, электролитическое и биологическое воздействие.

Термическое воздействие проявляется в виде ожогов отдельных участков кожи, а также нагрева отдельных органов до высоких температур.

Электролитическое воздействие –  в разложение органических жидкостей, вызывая значительные нарушения их физико-химического состава.

Биологическое воздействие проявляется в раздражении и возбуждении живых тканей организма.

Больше всего от действия электрического тока страдает центральная нервная система. Из-за ее повреждения нарушается дыхание и сердечная деятельность. Наиболее уязвимыми участками тела являются боковые поверхности шеи, виски, тыльная сторона ладони; поверхность ладони между большим и указательным пальцами, рука на участке выше кисти, плечо, спина, передняя часть ноги, акупунктурные точки, расположенные в разных местах тела.

Какие факторы влияют на степень повреждения от электрического тока?

Величина    тока,   проходящего   через

тело человека, зависит от сопротивления кожи.

Сопротивление кожи человека при приложенном напряжении 15-20В составляет от 3000 до 100000 Ом. При снятии верхнего слоя (эпидермиса) сопротивление снижается до 500-700 Ом.

Когда человек касается провода, находящегося под напряжением выше примерно 240 вольт, ток пробивает кожу. Если по проводу течет ток, величина которого еще не смертельна, но достаточна для того, чтобы вызвать непроизвольное сокращение мышц руки (рука как бы "прилипает" к проводу), то сопротивление кожи постепенно уменьшается, и, в конце концов, ток достигает смертельной для человека величины. Человеку, попавшему в такую опасную ситуацию, нужно как можно скорее помочь, стараясь "оторвать" его от провода, не подвергая при этом опасности себя.

Почему опасно касаться мачт высокого напряжения, ведь провода с током отделены от них целыми гирляндами изоляторов?

Идеальных изоляторов не существует. Даже фарфор, из которого сделаны высоковольтные изоляторы, меняет свои свойства в зависимости от погоды. Слегка запыленная и увлажненная поверхность изолятора служит проводником тока. Если учесть, что по проводам идет ток высокого напряжения, то утечка его, даже небольшая, будет опасна для жизни человека.

Что делать, чтобы избежать опасности?

Прежде всего, нужно соблюдать все инструкции и меры безопасности:

  • если Вы меняете лампочку, пробки, моете холодильник или электроплиту, отключите прибор от электросети;
  • не вытягивайте вилку из розетки, потянув за шнур: рано или поздно он оборвется;
  • не беритесь за электрическую вилку мокрой рукой;
  • розетки должны быть установлены как можно дальше от раковины, ванны;
  • следите за исправным состоянием электропроводки, выключателей, бытовых электроприборов, штепсельных розеток, ламповых патронов, а также шнуров, при помощи которых электроприборы включаются в электросеть;
  • пользуясь удлинителем, после окончания работы сначала выдерните его из розетки, а затем сворачивайте в кольцо;
  • не вбивайте гвоздь в стену, если не знаете, где проходит скрытая электропроводка;
  • следите за тем, чтобы розетки и другие разъемы не искрили, не грелись, не потрескивали;
  • следите, чтобы провода приборов не оказались защемленными мебелью, дверью, оконной рамой, не касались газовых труб и батарей отопления;
  • не следует приближаться к оборванному проводу линий электропередачи, Вас может поразить шаговое напряжение.

При освобождении человека от действия электрического тока, следует использовать средства защиты – диэлектрические перчатки, галоши, боты, а при их отсутствии – другие непроводящие ток материалы: одежду, сухие палки, доски и т.п. Необходимо отключить напряжение – выкрутить пробки, отключить выключатели, рубильники.

При поражении человека электрическим током необходимо оказать пострадавшему первую помощь и срочно вызвать врача.

Филиал Госэнергогазнадзора по Витебской области

Электрические приборы, которыми вы пользуетесь дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе, на улице и в поле, при нормальной работе безопасны. Все электроустановки имеют ограждение, предупреждающие знаки и плакаты безопасности и закрыты на замок. Однако, при различных повреждениях изоляции, обрыве проводов, подъеме на опоры, проникновении в подстанции и электрические щитки возникает угроза для жизни.

Действие электрического тока на организм человека

Опасность для жизни человека представляют электроустановки любого напряжения. Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь.

Большое значение в исходе поражения имеет путь, проходимый током в теле человека. Поражение будет более тяжелым, если на пути тока оказываются сердце, грудная клетка, головной и спинной мозг.

Непосредственными причинами смерти человека, пораженного электрическим током, является прекращение работы сердца, остановка дыхания вследствие паралича мышц грудной клетки и электрический шок.

Поражение электричеством может иметь место в следующих формах:

- остановка сердца или дыхания при прохождении электрического тока через тело;

- электроожог;

- механическая травма из-за сокращения мышц под действием тока;

- ослепление электрической дугой.

Смерть обычно наступает из-за остановки сердца или дыхания, или того и другого. Под действием электрического тока сокращаются мышцы тела. Если человек взялся за находящуюся под напряжением часть оборудования, он возможно, не сумеет оторваться без посторонней помощи.

Повреждения от электрического тока определяются силой тока и длительностью его воздействия.

Больше всего от действия электрического тока страдает центральная нервная система. Из-за ее повреждения нарушается дыхание и сердечная деятельность.

Электроожоги излечиваются значительно труднее обычных термических. Некоторые последствия электротравмы могут проявиться через несколько часов, дней, месяцев. Пострадавший должен длительное время жить в "щадящем" режиме и находиться под наблюдением специалистов.

Правила поведения с электричеством в быту

Уважаемые ребята!

Не огорчайте родителей своими необдуманными действиями! Остановите, предостерегите товарища от опасной шалости вблизи энергообъектов! Этим вы спасете ему жизнь!

При обнаружении обрыва проводов, искрения, повреждения опор, изоляторов, незакрытых или повреждённых дверей трансформаторных подстанций или электрических щитов, обнаружении сорванных знаков и плакатов по электробезопасности во избежание несчастных случаев необходимо незамедлительно сообщить взрослым или позвонить по телефону 101 или 112.

​Памятки для родителей  
Не нужно бороться с социальными сетями,
боритесь со злом, в них происходящим!
Предупредите тех, кто в опасности!

 Современные дети начинают учиться считать, писать и читать практически одновременно с работой за компьютером. Рано или поздно любой ребенок захочет зарегистрироваться в социальной сети. И от родителей зависит, станет он адекватным пользователем подобного ресурса или сетеманом, которого нужно будет спасать.

Польза социальных сетей для ребенка будет зависеть от его личности, которая в юном возрасте еще только формируется. Станет ли он использовать Интернет для общения с хорошими или плохими людьми, будет ли он расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется запрещенными темами? До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или лиц, их замещающих.

В интернете дети и подростки играют, знакомятся, познают мир...

Плюсы - возможность общения, помощь в обучении,  развитие внимания, воображения, возможность всегда оставаться в курсе происходящего. Минусы - отнимает много свободного времени, проблема социализации у детей, отсутствие знаний о границах поведения. Также болезни глаз, искривление позвоночника, головные боли, подъем психотических проявлений (беспокойство,депрессия). К тому же в виртуальном мире дети и подростки не чувствуют опасности. Сделать их пребывание в Интернете  безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве – важная задача их родителей.

Ребенка необходимо  ознакомить с основными правилами безопасного поведения в социальных сетях, настроить вместе с ним параметры безопасности и конфиденциальности его учетной записи, защитить компьютеры и мобильные устройства современной антивирусной программой с родительским контролем и заблокировать сомнительные сайты (онлайн-магазины, казино, порно-сайты и др.).

Основные опасности, с которыми может столкнуться ребенок в социальных сетях:

  1. Дети могут получить доступ к неподходящей их возрасту информации. К ней относятся: порнография, дезинформация, пропаганда ненависти, насилия, жестокости, экстремизма. Существуют сайты, предлагающие инструкцию по изготовлению взрывчатых веществ, продающие оружие, алкоголь, отравляющие вещества, наркотики.

  2. На сайтах ребенок может пострадать от кибербуллинга - сетевой травли с оскорблениями и угрозами. Это могут быть сетевые хулиганы или знакомые, которые специально провоцируют конфликт. (Попросите ребенка игнорировать сообщения от них и оставить оскорбительные письма в качестве доказательства, если нужно будет наказать адресантов).

  3. Дети могут выдать важную и личную информацию, заполняя анкеты и принимая участие в онлайн-конкурсах и стать жертвой безответственных торговцев, интернет-преступников. Информация, размещенная детьми в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно.

  4. Дети нередко добавляют в друзья подозрительных незнакомцев. Это могут быть как безобидные фейковые (ненастоящие) странички одноклассников, так и аккаунты людей с недобрыми намерениями, например, с целью виртуального совращения детей. Дети могут стать жертвой киберманьяков, похитителей, педофилов, ищущих личной встречи с ребёнком. (Расскажите ребенку, что встречаться с сетевыми «френдами» в реальной жизни недопустимо, что часто это не те люди, за которых себя выдают. О подобных приглашениях лучше сразу сообщать родителям).

  5. В настоящее время в Интернете действуют сообщества, направленные на распространение среди детей суицидальных идей. Группа неизвестных, действующих через суицидальные группы «Синий кит», «Разбуди меня в 4:20», «f57», «Тихий дом», «50 дней до моего..» и другие, принуждают детей  к сведению счетов с жизнью. В связи с опасными играми в сети Интернет родителям  подростков стоит проверить, в каких группах дети находятся в социальных сетях и обратить особое внимание на их поведение!!!

  6. Дети могут потратить родительские деньги в соцсетях. Как правило, юные пользователи подписываются на дорогостоящие сервисы из-за своей невнимательности и неосторожности или пользуются банковскими картами родителей, чтобы оплатить игры. (Поэтому, не нужно сохранять на домашнем компьютере, доступном ребенку, логины и пароли от финансовых сервисов).

  7. В интернете, помимо опасностей социальных, есть ещё опасности технические. Дети могут получить ссылки на опасные программы, которые заражают компьютеры вирусами и могут привести в поломке.Хакеры подбирают пароли к чужим страницам и «взламывают аккаунты», или мошенникисоздают фишинговые (поддельные) сайты и страницы для кражи чужих паролей, личных данных с целью хулиганства, вымогательства и др. (Нужно соблюдать все меры предосторожности: не открывать сообщения от неизвестных, не отвечать им, не переходить по указанным ссылкам).

На сегодняшний день опасными социальными сетями являются - «Вконтакте» (самая опасная),  «Одноклассники»,  Интернет-магазины, сайты с порнографией и эротикой, веб-почта и нелегальный софт (программа, которую используют, не имея прав на это).

 Несколько советов по защите детей от угроз соцсетей:

- Поставьте компьютер в общую комнату, компьютер не должен быть личным и стоять у ребенка в комнате.

- Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ, чтобы отфильтровать вредное содержание и узнать, какие сайты посещает ребенок.

- Поговорите со своими детьми-подростками о содержимом в Интернете, предназначенном для взрослых, и порнографии.

- Объясните, что Интернет - это всего лишь способ получить нужную информацию. И не все, что дети читают или видят в Интернете,  правда.   - Поговорите с детьми об их опыте общения в социальных сетях. Попросите их общаться только  с теми, кого они знают. 

- Проследите за тем, чтобы дети не указывали полные имена, контактные данные свои и друзей, не обсуждали информацию о благосостоянии семьи или личных проблемах при общении в Интернете. Следите за тем, какие фотографии публикуют ваши дети-подростки.

- Расскажите детям об интернет-угрозах. Если им угрожают через Интернет, то они должны немедленно сообщить об этом родителям, и вы вместе найдете выход из любой сложившейся ситуации.

- Обсудите со своими детьми-подростками азартные игры в Интернете,  и риски, связанные с ними. Научите ребенка не делать ничего в Интернете, что требует оплаты, без вашего разрешения.

Полностью оградить ребенка от Интернета было бы неправильным. Запрещать ребенку регистрацию в социальных сетях - неразумно и несовременно. 

 Главное в безопасности ребенка, который работает в Интернете, - 

доверительные отношения с родителями.

Станьте друзьями для своих детей: старшими, мудрыми и опытными, с которыми хочется поговорить на любую тему с удовольствием. Чаще беседуйте с детьми, читайте вместе книги, смотрите фильмы, играйте в совместные игры, отдыхайте всей семьей.

Найдите для ребенка занятие по душе, предложите ему творческие и спортивные кружки, где он сможет дать выход накопившейся энергии. Только живое общение и увлекательные занятия отвлекут юного пользователя от полного погружения в виртуальную реальность.  

Помните: вы – пример для ваших детей.  Желая оградить ребенка от неправильного контента (информации) и сформировать верное восприятие мира, контролируйте свое поведение. Не играйте в жестокие компьютерные игры, «не пропадайте» в Интернете.

Дети – отражение нас самих.

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Комплекс дополнительных мер по предупреждению преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних

        Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее - ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.

          Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

           Выделяют несколько основных форм насилия: физическое,сексуальное, психическое.

      Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

     Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

        Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

   Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

      Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

       Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

      Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

      Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

     Педагогическим работникам - в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

     Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

      Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

     Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются: неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего; отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

        Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

     Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего; информация, поступившая от работников учреждений образования; информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношениинесовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации; в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.